Owoman.ru

Что выбрать – семью или работу?

За множеством дискуссий о женщинах, которые делают для себя выбор в пользу семьи, а не работы (как будто у каждой из нас есть этот «выбор»!), мы зачастую забываем о том, что навыки, которые получаем на работе и в семейной жизни, могут дополнять друг друга. Женщины, успешно работающие в различных сферах - от рекламного бизнеса (вспомните Шелли Лазарус, члена правления, президента и генерального директора компании Ogilvy & Mather) до научных исследований (как Миртл Поттер, президент подразделения компании Genetech), - говорят о том, как они использовали в рабочей обстановке навыки, приобретенные ими в семье - к примеру, умение распределять свое время, способность управлять межличностными отношениями и согласовывать разнородные потребности.

И хорошие матери, и хорошие управленцы обладают пятью важными качествами. Мудрость. Мать должна быть мудрой, чтобы умело руководить своими детьми. Хороший менеджер должен обладать видением и быть компетентным в технических вопросах. Следует безупречно выполнять свои обязанности, чтобы раскрыть потенциал подчиненных и принести прибыль компании. Понимание, указание цели, видение, руководство и сноровка - эти качества в одинаковой степени присущи как мудрым матерям, так и мудрым руководителям.

Способность оправдывать доверие. Мать должна заслужить доверие своих детей, чтобы обеспечить их развитие, обучая и поддерживая их. И конечно же, начальница должна заслужить доверие подчиненных, иначе они никогда не проникнутся ее видением. Если они не будут ей доверять, она будет проводить время в поисках новой работы, вместо того чтобы сосредоточиться на текущих задачах. Лидер, не пользующийся доверием своего начальства, инвесторов или акционеров, не сможет реализовать свое видение. Руководство будет вмешиваться в его работу и пытаться контролировать каждую мелочь. Если под его началом будет производиться неконкурентоспособный продукт или оказываться услуга ненадлежащего качества, доверие потребителей будет потеряно и продажи сократятся.

Благожелательность. Если вы хорошо заботитесь о своей армии и солдаты счастливы, они выиграют битву. Обеспечь свою армию питательной едой и обильными припасами, расположи ее на высоком, освещенном солнцем участке, где у солдат нет риска заболеть, а не в низком, темном и сыром месте, где заболеть проще простого. Благожелательность - это не бесхарактерность. Речь идет о том, чтобы зарядить войско собственной силой и продемонстрировать способность принять во внимание различные мнения. Короче говоря, это качество, рождающееся из внутренней силы.

Благожелательная мать принимает и понимает точку зрения своих детей. Мать, которая безапелляционно навязывает детям свое мнение и свои правила, оскорбляет их и отравляет их души. Благожелательный руководитель не боится критики; он признателен своему персоналу за честность и прямоту. Он обеспечивает равноправие своих работников и команды менеджеров - обязанности могут различаться, но возможности равны, как и человеческое достоинство. Людям всегда приятно работать с таким руководителем.

Когда будете развивать в себе качества благожелательного лидера, помните, что нельзя слишком часто вознаграждать свое войско. Как сказал Сунь-Цзы: «Если ты слишком часто вознаграждаешь своих солдат, это показывает, что ресурсы твои на исходе; если же ты слишком часто их наказываешь, значит, ты в отчаянии из-за сложившейся ситуации». Любой дрессировщик собак может вам сказать: если вы слишком часто и незаслуженно выказываете собаке свое расположение, через некоторое время вы обнаружите, что ваш питомец стал неуправляемым. Собака решит, что она главнее и сильнее всех в семье. То же правило, кстати, распространяется и на детей и подчиненных.

Моя подруга Типа и ее муж Тед выучили его на собственном горьком опыте, когда их компания, работающая в сфере мультимедиа, переживала тяжелые времена. Обострившаяся конкуренция привела к тому, что многие сделки, на которые рассчитывали мои друзья, попросту сорвались. Тед надеялся привлечь новых клиентов, поэтому было нужно, чтобы сотрудники фирмы продолжали ходить на работу: тогда потенциальный клиент, приехав в офис на переговоры, увидел бы заполненное людьми помещение. Так Тед хотел создать впечатление, что его бизнес не трещит по швам, а, наоборот, процветает.

Почти каждый день Тед произносил зажигательные речи и угощал сотрудников едой из ресторана. Чем больше он говорил и чем чаще подписывал чеки, тем быстрее увольнялись его сотрудники. Они почувствовали его отчаяние и решили покинуть тонущий корабль. Одновременно с этим Тина проводила время в яростных спорах с Лео, начальником технического отдела, причем оба участника пытались переложить вину на другого. Накал этой борьбы не соответствовал масштабу реальной проблемы.

Очевидно, отчаяние Тины из-за того, что их с Тедом бизнес шел ко дну, заставляло ее реагировать слишком эмоционально. В конечном итоге предмет спора уже не имел значения. Лео нашел себе работу в конкурирующей фирме (которая роста и развивалась). Вскоре компании пришлось уйти с рынка. Глядя на эту ситуацию, я размышляла, насколько верны были слова Сунь-Цзы. Если незаслуженно хвалить или наказывать людей - детей или подчиненных, - ничего хорошего из этого не выйдет. Как сказал учитель Сунь, действия для поддержания дисциплины должны соответствовать ситуации.

Строгость. Матери не стоит ожидать от детей, что они будут дисциплинированными, если она терпимо относится к плохому поведению. На первый взгляд строгость противоречит терпимости и благожелательности. Это не так. Конечно, если строгость сопровождается безжалостностью, ваш ребенок взбунтуется. Однако, вовсе не проявляя строгости, вы избалуете ребенка. В материнстве, как и в управлении бизнесом, важно соблюсти баланс между противодействующими силами: благожелательностью и строгостью, мудростью и неведением, храбростью и страхом.

Если вы будете отдавать четкие руководящие указания и неукоснительно проводить их в жизнь, люди будут их выполнять. Строгость следует применять не только к подчиненным, но и в отношениях с начальством, партнерами, клиентами и в особенности - к самой себе.

Была хозяйкой маленькой фирмы, занимающейся разработкой программного обеспечения. Ее компания не ставила перед клиентами никаких ограничении, благодаря чему они могли требовать выполнения большего объема работ или раз за разом менять направленность проекта даже после подписания контракта. В конце концов фирма разорилась. Работать без оплаты можно только до поры до времени.

Мужество. От матери требуется большое мужество, чтобы доверять своим детям и воспитывать их так, как она считает правильным. В руководящей работе принцип тот же. Хороший лидер всегда готов узнать что-то новое. Однако для этого нужна храбрость. Осуществляя изменения, вы сталкиваетесь с рисками, неопределенностью и возможностью провала. Это требует мужества. Лидер не может вести за собой людей, не будучи храбрым. Отвага необходима для успеха и в личной жизни, и на работе. В противном случае стратегическое планирование будет напоминать игру в морской бой - вполне увлекательное занятие, но совершенно непродуктивное.

Мужественный лидер не лишен страха; напротив, вопреки своим страхам он во всеоружии встречает трудности и делает все, что требуется. Поскольку без мужества лидер не способен вести за собой людей, вам не следует занимать лидерскую позицию до тех пор, пока вы не станете исключительно компетентной в своей области и не сможете дать утвердительные ответы на следующие вопросы.

- Обладаю ли я способностью убеждения?

- Хватает ли мне мужества, чтобы решать неотложные задачи?

- Готова ли я пойти на просчитанный риск?

- Смогу лия смириться с непредвиденным поражением?

- Обладаю ли я несокрушимой стойкостью?

- Достаточно ли я вынослива, чтобы быстро вернуться в норму в случае, если мои планы потерпят крах?

- Способна ли я сносить оскорбления?

- Смогу ли я быть стойкой в тяжелое время?

Если вы ответите «да» на все эти вопросы, то у вас подходящий характер для того, чтобы стать лидером. Если ответ на какой-либо из вопросов будет «нет», значит, вам есть над чем поработать, прежде чем стремиться к лидерству. Выдающийся лидер способен одновременно справляться с множеством задач - от достижения взаимопонимания в ежедневном общении с людьми до создания видения - и воспринимает их в совокупности. Хороший лидер на работе планирует стратегии, ставит на их основе задачи, делегирует полномочия, контролирует выполнение и в конце оценивает результаты. Он находит участки работ, требующие улучшения, и изменяет стратегию так, чтобы сделать более эффективной свою будущую деятельность.

Лидер управляет, лидируя. Это утверждение справедливо как для домашнего лидерства, так и для лидерства на работе. Разумеется, отношение и тон голоса будут различны при разговоре с подчиненными или с детьми; вы также не станете писать своим детям множество записок с напоминаниями (хотя тут я могу ошибаться). Однако принципы обучения, наделения полномочиями, корректировки и дисциплины остаются теми же. Кроме того, если вы научитесь развивать таланты ваших подчиненных и помогать им успешно реализовать проекты, то сможете использовать полученные навыки при воспитании детей. Разумеется, вы должны также проводить со своими сотрудниками надлежащее обучение. Заботясь о подчиненных, как о собственных детях, вы добьетесь уважения и лояльность.