Owoman.ru

Живот, голени, стопы и руки новорожденного

Думаю, что у меня не было ни одного маленького пациента, родители которого хотя бы однажды не поинтересовались состоянием его живота, голеней и стоп: у всех родителей наблюдается вполне естественная тенденция проецировать сегодняшний облик малыша на далекое будущее. Но строение тела грудничков, подростков и взрослых совершенно различно.

Живот новорожденного

Почти у всех малышей, особенно у девочек, большой живот, с выступающим пупком, когда ребенок только начинает ходить, живот выглядит округлым и торчит вперед. Это объясняется слабостью брюшных мышц, которые укрепятся только к 4-летнему возрасту. К этому времени маленькая пупочная грыжа давно уже зажила и больше не выступает, но у ребенка еще может остаться походка, при которой он выгибает спину и выставляет вперед живот.

Голени и стопы новорожденного

Чаще всего задают вопросы по поводу голеней и стоп: «У моего ребенка плоские стопы, они смотрят внутрь, у него кривые ноги, у моей девочки ужасные ноги, без щиколоток». Это обычные жалобы.

У всех маленьких детей ножки немного плоские из-за мышечной гипотонии: речь идет не о плоскостопии, а о неразвитых мышцах стопы. Свод стопы еще не совсем сформировался, из-за мышечной гипотонии ребенок, начинающий ходить, больше опирается на внутреннюю часть стопы, которая таким образом немного отклоняется внутрь. Не стоит прибегать к ортопедическим вкладкам, но при необходимости нужно укреплять стопу с помощью гимнастических упражнений, которые применяются также при врожденной искривленной плюсне (приведенной стопе). Особенно важно с самого начала ходьбы надевать ребенку удобную обувь, которая будет удерживать стопу в правильном положении.

Большинство детей начинают ходить, повернув стопы немного внутрь. Это связано с положением шейки бедренной кости, отвечающей за положение всей нижней конечности, в этом возрасте она находится в состоянии антеверсии, то есть повернута внутрь и вперед. Позже все придет в норму, если же этого не случится, следует сделать рентгенографию, которая поможет уточнить положение бедренных костей. У всех малышей внутренняя сторона коленей значительно толще, чем внешняя, что объясняется объемом внутренней части верхнего края болынеберцовой кости, который уменьшится по мере развития малыша. Это создает впечатление кривых ног, которое усиливается из-за кривизны болынеберцовой кости, что хорошо просматривается на рентгеновских снимках. Это искривление проходит само по себе.

У малышей плохо заметна щиколотка. Они ходят, опираясь на внутреннюю сторону стопы, что объясняется физиологическими причинами. Иногда это очень заметно и вызывает тревогу матерей маленьких девочек, которые полагают, что в 18 лет у их дочерей ноги останутся такими же. Но щиколотки претерпевают естественное развитие и удлиняются.

Все эти незначительные проблемы морфологического свойства связаны с развитием ребенка и слабостью мышечного тонуса в этот период жизни - к концу первого года, такое состояние длится от одного до двух лет, когда тело вашего малыша податливо, как резиновый мячик.

Развитию мышечного тонуса способствуют физическая деятельность, ходьба, прыжки, мышечная нагрузка. Старайтесь максимально провоцировать физическую деятельность своего ребенка.

Движения рук новорожденного

Рука - главный инструмент человека, и вопрос о том, что развилось раньше, рука, с ее необыкновенными способностями, отличающая человека от животного, или мозг, до сих пор остается открытым. Без сомнения, рука и речь помогли человеку одержать победу над природой, они являются отражением его развитого интеллекта.

Новорожденному больше нравится держать руку закрытой, со сжатым кулачком и выставленным наружу или спрятанным внутрь большим пальцем, он еще не может хватать предметы. Но последние исследования показали, что способность протягивать руку к предмету появляется уже в возрасте 18-20 дней, иногда малыш даже раскрывает ладонь, чтобы положить ее на предмет.

Если ребенку в возрасте 3 или 4 месяцев, лежащему на спине, вы протягиваете привлекательный предмет, то можете заметить, как он протягивает ручки к этому предмету и машет ими, стараясь дотронуться, но еще не может взять его в руки. И наоборот, если вы положите предмет ему в руку, он сожмет ее, удерживая игрушку. Но ему еще не удается переместить этот предмет в поле своего зрения или повернуть глаза в его сторону. Создается впечатление, что он способен схватить предмет, но его мозг еще не может сообщить о том, что у него в руке что-то есть. Я считаю это наблюдение очень важным, так как оно свидетельствует о наступлении момента (к 4 месяцам), когда у малыша начинает складываться мысленное представление в результате ощущения.

Как определить правша или левша

В это время он уже способен положить открытую ладошку на предмет и иногда сжимает ее, но не со стороны большого пальца, а со стороны мизинца. Ребенок начинает с общего захвата, подсовывая плоскую ладонь под предмет, который хочет взять, или «локтевого» захвата, подвигая предмет внешней стороной руки, прежде чем схватит его со стороны большого пальца. Это происходит в возрасте 4 или 5 месяцев. Вы заметите, как он, словно зачарованный, подолгу смотрит на свои руки, шевелит ими перед глазами.

Как только ребенок научится хватать, он начинает манипулировать предметом. Перекладывает его из одной руки в другую, поворачивает, переворачивает, прежде чем поднести ко рту, подолгу смотрит на него. Полноценное манипулирование руками закрепляется к 6-7 месяцам, на этой стадии, если малыш способен контролировать свои движения, он одинаково пользуется обеими руками. В это время еще невозможно ответить на вопрос, будет ли он правшой или левшой, что часто интересует родителей.

Полезно провоцировать активность обеих рук малыша, заставляя его работать ими во время игр и забав. К 2 или 2,5 годам вы заметите, что он все еще одинаково пользуется как правой, так и левой рукой, но вы можете без особого труда заставить его чаще пользоваться правой рукой. Преобладание одной стороны над другой устанавливается только к 3 годам. Односторонность же проявляется к 5-6 годам. Но в наше время тот факт, что ребенок левша, не должен вызвать никаких проблем даже в школе.