Owoman.ru

Как появился лифчик. История происхождения

История происхождения лифчика

Другим увлечением миссис Смайлинг было коллекционирование лифчиков и поиск идеального экземпляра. Она считалась владелицей крупнейшей и превосходнейшей коллекции этих предметов туалета в мире. Большие надежды возлагались на то, что после ее смерти коллекция перейдет в государственную собственность.

Стелла Гиббонс

В каком-то смысле лифчик (или нечто на него похожее) был создан задолго до обретения им широкой известности в начале ХХ в.

На Сицилии есть древняя мозаика с изображением женщины-атлета, одетой в нечто, напоминающее лифчик и трусы. На самом деле этот лифчик назывался строфиум или мамилляре и изготовлялся из полосок мягкой кожи; его носили и греческие и римские женщины, которые выполняли тяжелую физическую работу или у которых была чрезмерно развитая грудь.

Больше ни о чем, хоть сколько-нибудь похожем на лифчик, мы не слышим до конца XVIII в., когда "античный" образ стал последним писком моды в западном обществе. Тогда муслиновые платья сажали на льняную подкладку, боковины которой перекрещивались под грудью и скреплялись, чаще всего - с помощью маленьких завязок.

Подобный пример рассматривается в "Истории костюма", написанной "Дамой из высшего общества" и опубликованной в конце XIX в.:

Во время [Французской] революции был принят афинский стиль в одежде. Французская дама того времени описывает это так: "Простой кусок льняной материи, зашнурованный таким образом, чтобы не стягивать талию, служит вместо корсета".

Вне всякого сомнения, викторианские женщины 1880-х и 1890-х гг. с презрением отвергли бы такой стиль. Они сочли бы вульгарным, если бы их прабабушки "позволили себе" нечто подобное; вольность в одежде шла рука об руку с вольностью поведения. Как бы то ни было, викторианская добродетель пресекла это падение в пропасть, и грудь, бедняжка, вынуждена была спрятаться за баррикады из китового уса и вновь попала в заточение. Но вот в один прекрасный день, в начале 1900-х, на свет появился лифчик.

Как появился лифчик?

Это случилось примерно так.

Непосредственными предшественниками лифчика были тонкие, прочные викторианские корсеты из китового уса, чья великолепная родословная, как мы убедились, уходит в глубь веков. Они были жестки, чопорны, соблазнительны, величественны и крайне необходимы. Отлично скроенные, безупречно сшитые, они стали прекрасно сконструированными вспомогательными средствами для воплощения идеальной женственности - фигуры в форме песочных часов.

У меня в коллекции есть как раз такой корсет, превосходное, прочное изделие 1860-1870-х гг. из матового черного атласа с подкладкой из хлопка. Он прошит толстой ниткой плотными стежками и чрезвычайно сложно устроен. В его конструкцию входят сто четыре шнура и двадцать полосок китового уса, что придает ему хорошую жесткую форму. Стальная "планшетка" застегивается спереди, а сзади имеется шнуровка. Короткие шнуры образуют изогнутую баску на бедрах, а длинные переплетаются на спине. Это великолепно укрепляет корсет и придает ему эластичность.

Корсеты и лифчики

В сравнении с ним прародитель лифчика был легковесом. В 1850-е викторианские женщины, и так еле передвигавшие ноги под тяжестью корсета из китового уса, сорочки, панталон и бесчисленных нижних юбок, решили все же добавить еще один пункт в этот список - чехол на корсет. Для предохранения ли корсета от платья или платья от корсета он замышлялся, остается неясным, но, как бы то ни было, он появился - в форме короткого гладкого чехла из хлопка или льна. У меня есть один такой экземпляр примерно 1850 г. - из льна, с широким вырезом, украшенным вставками из английской вышивки. Застегивается маечка спереди - там есть большие крючки и петли из медной проволоки. Проймы аккуратно отделаны швом с прошвой, все изделие изготовлено вручную.

К концу века чуть измененный вариант чехла для корсета получил название камизоль (от арабского слова камис, означающего "нижняя рубаха"). Это было нечто легкомысленное, украшенное кружевом, и к тому времени, когда умерла старая королева и ее сын, Эдуард VII, стал королем, новое изобретение воистину расцвело в своих оборках. Один милый экземпляр того периода из тонкого батиста богато украшен складками и кружевными вставками. Это профессионально сшитое изделие, застегивающееся спереди на крошечные перламутровые пуговицы, было, вероятно, частью приданого невесты.

У женщины эпохи короля Эдуарда (1901-1910) был совершенно ровный, "монолитный" бюст, который величественно выступал вперед, подобно крышке бюро. Она никак не могла бы и вообразить, что ее пышная грудь может быть раздвоенной. Благодаря ей камизоль повернулась к нам новой гранью: к 1905 г. она уже упоминается в качестве лифа, а на жаргоне того времени называется би-би.

Камизоль, она же лиф, получила новое назначение, а именно - стала подчеркивать и увеличивать красивую грудь, в то время как старый добрый корсет ослабил свою хватку, и, когда к нему снизу прикрепили подвязки, уступил силе тяжести и превратился в простой пояс, годящийся лишь на то, чтобы делать плоскими ягодицы и живот и удерживать чулки.

Очаровательный лиф примерно 1908 г. сшит из кремового шелка с кокеткой и плечиками из кружевных лент. В нем есть легкий намек на то, что грудей все-таки две - сдержанные вытачки отмечают их наличие, - хотя все же скромно спрятаны за атласными бантами. Этот би-би застегивается сзади на перламутровые пуговицы (тут требовалась служанка или внимательный муж), а на ярлыке написано, что вещь была приобретена в магазине "Вулландс", Найтсбридж, 107. К лифу спереди в центре пришивалась маленькая петелька или крючок на тесемке - такое приспособление называлось ушком и крепилось к верхней части сдающего свои позиции корсета, соединяя оба предмета туалета в единое целое.

Лифчик - скорее случайно, чем запланировано - появился где-то в районе 1908 г., как бабочка из куколки, готовый к исполнению предстоящей ему поддерживающей роли. Многие кутюрье того времени претендовали на роль изобретателей лифчика - в том числе французская швея и корсетница Эрмина Кадолль, Поль Пуаре и дерзкая американка Люсиль, - но на самом деле никто толком не знает, как, когда и где сей предмет туалета был задуман и воплощен. Это просто случилось, и, как все великие новаторские изобретения, он был прост и возник в правильный исторический момент, чтобы занять бастионы меняющегося общества.

И вот он появился - на заре новой эры нижнего белья. Сейчас, конечно, таких уже не делают! Вы можете его не узнать, но это действительно бюстгальтер. На тесьме напечатано: "Бюстгальтер. Модель 441. Сделано в Великобритании".

Этот лифчик "мой" вот уже несколько лет, и я называю его "Софрония", полагая - вслед за Джорджем Бернардом Шоу, - что имя подходит для образа просвещенной Передовой Женщины. Лифчик изготовлен из прочной саржи, в специальные узкие гнезда из тесьмы вставляются три десятидюймовые пластинки китового уса, их можно вынимать при стирке. Широкие бретельки скроены вместе со всем изделием. Лифчик застегивается сзади на большую пуговицу и завязывается на тесемки вокруг корпуса крест-накрест.

Он не отличается ни особой красотой, ни изяществом, единственная дань женственности - кайма из английской вышивки с продернутой в него бледно-розовой ленточкой. Как бы то пи было, это промежуточный вариант, предвещающий перемены, которые должны произойти в мире моды.

"Софронию" мне прислала женщина из Данди вместе с мужской ночной сорочкой и парой жестких манжет - это часть истории в процессе становления или женского образа в процессе обновления.

Уже два-три года спустя подобные изделия стали более легкими и не такими старушечьими. "Ля Сибель" (№18, сделано в Великобритании) была сшита из белого хлопка, она все еще походила на лиф, в нее вставлялись две полоски китового уса, а спереди она завязывалась на тесемки. Отделана широкой лентой соблазнительного кружева машинного вязания.

В редакторской колонке журнала "Леди" за 1915 г. дается обзор веяний противоречивой моды того времени: "Прелестный лиф, или бюстгальтер, имеет теперь не меньшее значение, чем корсет".

Первый запатентованный лифчик появился по чистой случайности. В 1913 г. молодая дама из высшего нью-йоркского общества Мэри Фелпс Джейкобе собиралась на светский раут. Мэри ненавидела тяжелые, тесные вечерние корсеты и вместе с горничной-француженкой с помощью двух носовых платков, розовой детской ленточки соорудила то, что в современном мире называется лифчиком.

фото

Запатентовано 3 ноября 1914 г.

Предком Мэри Джейкобс был изобретатель парохода Роберт Фултон. В своей книге "Неистовые годы" она написала: "Думаю, изобретательский пыл я унаследовала от него - нельзя сказать, конечно, что бюстгальтер когда-нибудь займет такое же значительное место в истории, как пароход, но все же я его изобрела под именем Каресс Кросби..."

Она сделала несколько экземпляров для подруг, а потом, в 1914 г., запатентовала модель, назвав свое изобретение "лиф с открытой спиной". Эту продукцию не покупали, и разочарованная Мэри Джейкобс продала свои права корсетной компании братьев Уорнер за 1500 долларов. Позже патент был оценен в 15 миллионов долларов. Она умерла в 1970 г., успев увидеть, как из ее простого изобретения развилась чудовищного размаха индустрия.

Но именно эта маленькая богачка первой придумала узкую нагрудную повязку, оставляющую живот открытым, которая известна миру как лифчик.

Или это все же была ее горничная-француженка?



Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 


ПУБЛИКАЦИИ