Owoman.ru

Магическая сила рубашки у славян

По представлениям славян, особую магическую силу имела рубашка, так как надевалась на голое тело. Недаром в сказке «Царевна-лягушка» царь просит невесток сшить ему рубашку. Также очень распространенный сказочный сюжет – похищение героем рубашки купающейся «волшебной девы». Взглянем, как расценивалась магическая сила рубашки у славян.

Рубашка, облекающая тело человека, служила знаком его принадлежности к миру культуры, символической власти над миром природы. Вот он, человек, каков:

Как повышита тонко бела сорочечка:

Около ворот-то солнышко,

А вокругот-та – вот светел месяц

Со луной да поднебесною,

Со звездой да со восточною.

Человек – центр мира, его властелин, и с солнцем ясным, и с месяцем, и со звездами он близок в самом прямом смысле – настолько, насколько рубашка близка к телу.

Рубашка несет память, всю информацию о человеке и о том, чем он в этой рубашке занимался. Поэтому еще в начале XX века во Владимирской губернии практиковалось битье свежевспаханного поля рубахой, в которой накануне хозяйка спала с мужем – таким образом на магическом плане увеличивалось плодородие земли-кормилицы.

Магическая сила рубашки. Рубашка, непосредственно с телом соприкасающаяся, хранит тепло человеческой души – это знали издревле все народы. Вот, например, в Японии в древности существовал обряд «Катами-вакэ» – частичный обмен душами между мужем и женой через обмен нижней одеждой. Часто жена, завязывая шнурок нижнего платья у мужа, « привязывала» к нему часть своей души, в результате чего и после смерти жены ее душа («тама») была по-прежнему «прилеплена» к телу мужа. Магическую функцию унаследовало все современное нижнее белье (как женское, так и мужское) – к нему отношение должно быть самое серьезное!

Кстати, касательно тесемки на рубашке и связи душ, через ее завязывание возникающей, можно припомнить совсем не древнюю историю. Речь пойдет о писателе Михаиле Булгакове и его жене Елене, ставшей прототипом Маргариты – героини известного романа «Мастер и Маргарита». Познакомились они в гостях. Елену Сергеевну посадили рядом с Михаилом Афанасьевичем, который что-то рассказывал окружающим, бурно жестикулируя. При этом перед глазами молодой женщины постоянно болталась развязанная тесемка на рукаве рубашки писателя (в те тяжелые времена пуговицы и запонки были дефицитом – рукава мужчины тесемочками завязывали). Наконец Елене Сергеевне надоело мелькание завязки перед глазами. Она потянулась к рукаву Булгакова и... завязала пресловутые тесемки узелком. Так начался их страстный и трудный (оба были несвободны) роман, давший русской литературе образ ведьмы Маргариты, бесстрашно борющейся за свою любовь.

Магия одежды часто была магией любви, ведь именно одеждой люди издавна подчеркивали свою принадлежность к полу. Обмен одеждой, переодевание женщин в мужскую, а мужчин в женскую одежду допускалось только с целью магической. Таково, например, переодевание якутских «превращенных шаманов», самых, как считали якуты, сильных. Такие шаманы считались изменившими свой пол, властными над судьбой настолько, что сумели это сделать, вследствие чего приобрели большую силу. Переодевались также на маскарадах, карнавалах, имевших в прежние времена ритуальный, магический смысл. Полным или частичным переодеванием можно было привлечь к себе силу, успех, удачу. В средние века галантные рыцари, отправляясь в бой, привешивали к щиту рукав своей дамы (рукав в те времена был отдельной частью одежды), ее платок или надевали поверх панциря ее рубашку (вот мы к теме рубашки и вернулись). А после успешного сражения рыцарь возвращал даме ее одежду, и дама носила ее некоторое время в честь победителя.

Заговор, сделанный над рубашкой, готовил ее хозяину порчу, также над рубашкой шептали приворотные и обережные, охранительные слова. В русских летописях сохранились упоминания о ведьмах, использующих для ворожбы пепел сожженных воротов от рубашек. Такая ведьма «...сжегши женских рубашек вороты и наговоря соль и мыло давала, а пепел еженных рубашек воротов велела сыпать в государский след, а сыпать велела не для лихого дела, а для того, что как тот пепел государь или государыня-царица перейдут, а чье в те поры будет челобитье, и то де дело и сделается. Также мужей привораживала. Приворотными словами у этой женки были: "Как люди смотрятся в зеркало, так бы муж смотрел на женку да не насмотрелся: а мыло сколь борзо смоется, столь бы-де скоро муж полюбил; а рубашка какова на теле была, столь бы де муж был светел"».

Как видите, много внимания уделяется именно воротнику рубашки. Воротник, горло защищающий, на груди лежащий – обладает магическими свойствами. Ворот крестьянской рубашки богато вышивали, защищая и укрепляя его владельца.

Воротник «Брамы» был, наряду с шапкой Мономаха,– атрибутом власти русских царей. А верховный жрец загадочных кельтских друидов, архидруид, по преданию носил воротник справедливости, который удушал своего владельца, если тот посмел произнести слово неправды.



Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 


ПУБЛИКАЦИИ