Owoman.ru

Магия праздничной одежды у славян

Праздник – это тоже работа, работа магическая. Особое значение имела магия праздничной одежды у славян. Праздничные обряды и ритуалы издавна нашими предками применялись для упрочения магической власти человека над миром. Праздниками обозначали время перехода: от зимы к весне, от Старого года – к Новому, от старого состояния – к новому, замужнему (свадьба), и так далее. Праздновали дни, посвященные богам, а впоследствии – христианским святым. Праздновали удачное возвращение с охоты – задабривали души убитых зверей. Празднуют день рождения ребенка – укрепляют связь с миром и родом. Магическую значимость праздников подчеркивали особой, праздничной одеждой. Во все времена люди старались, чтобы одежда праздничная справной – чистой, красивой, богатой – была. Давали Тонкому миру знак: упас все хорошо, все в порядке! Все хорошо – и будет еще лучше! Старую же одежду, наоборот, в праздничные дни частенько раздавали нищим или торжественно сжигали, как, например, старые лапти в Купальских кострах (летний солнцеворот). Изношенную одежду использовали в качестве предметов, обеспечивающих связь с иным миром. Взятая из природы ткань в свой срок в нее возвращалась, возвращалась с благодарностью.

Магия праздничной одежды у славян. Праздничную одежду с повседневной никогда не путали. Магическая праздничная и обрядовая одежда, как всякий магический предмет, была опасна. Наши разумные предки знали что, когда и как надевать надо. Чтобы взять свадебное платье напрокат или купить уже ношенное, а потом продать – и мысли такой возникнуть не могло! Не думаем мы сегодня о магии, которой мир пронизан, торопимся да ленимся. А потом удивляемся, что так много браков неудачных, много детей – в неполных семьях растут, а то и вовсе сироты при живых родителях.

А всего-то век назад наши соотечественники нарочно приобретали или, как тогда говорили, справляли праздничную одежду, ее еще кое-где называли «обеднешной», то есть одеждой, в которой ходили только в церковь, к обедне. Свадебное, подвенечное платье – это вообще особенный разговор. Этим платьем невеста во многом жизнь свою замужнюю программирует. Совет мастера фэн-шуй – свадебный наряд шейте только на заказ, тщательно-обстоятельно, и надевайте только один раз в жизни.

Наряд, обряд, порядок – это все однокоренные слова. Наряжаясь, мы ни много ни мало – порядок мировой поддерживаем.

А еще есть «ряженье» – обычай маскарадные одежды и личины (то ли звериные, то ли человеческие) надевать, петь, плясать, людей пугать. Обычай этот – удивительно древний. Первые изображения пляшущих людей в масках и в одежде, изображающей животных, были найдены на стенах древних пещер и относятся к каменному веку. Потом были карнавальные дионисийские шествия, средневековый разгульный карнавал, ряженные козой и медведем на широкую Масленицу русские крестьяне, балы-маскарады манерной знати, знаменитейший Венецианский и пока менее известный Петербуржский карнавалы.

Магия праздничной одежды у славян. Зачем, с какой магической целью люди рядились в путающие маски, звериные рыла и хари? Зачем наизнанку одежду выворачивали? Ведь в обычной жизни случайно надеть что-либо наизнанку считалось дурной приметой. На левую, то есть магическую, колдовскую, сильную, но опасную, сторону одежду надевали, чтобы в лесу не заблудиться. Этим хозяину леса, лешему, могущему путника «завести», понять давали: «Не обижай, свои!»

Переодевшись, перевоплотившись в «чудище», в чужого кого-то, человек снова вступал в тесные взаимоотношения с миром природы, «подпитывался» его магией. Во время карнавалов было можно, многое из того, что в обычной жизни не допускалось. Это важно: приобретая новые возможности, нельзя отказываться и от старых. Став людьми, наши предки через карнавал, ряженье на время возвращались к своим дочеловеческим истокам – полузвериным, полубожественным.

Возвращаясь к животворящим природным истокам, магическими обрядами переодевания древние земледельцы повышали плодородие кормилицы-земли, скотоводы – поголовье стада. В русских ряженьях центральное место занимает коза – символ плодородия. Рядились также и медведем – хозяином леса: просили у него удачной и безопасной охоты.

Особые магические, ритуальные одежды надевались не только во время карнавалов. Магический смысл несла и несет одежда священнослужителей, военных, князей и царей. В магических одеждах, каждая деталь которых насыщена символическим смыслом, изображали богов и богинь.

Например, древнеегипетская богиня Исида, которой поклоняются и современные маги, и оккультисты, изображалась, по свидетельству поэта Апулея, так: «Прежде всего густые длинные волосы свободно и мягко рассыпались по божественной шее; самую макушку окружал венок из всевозможных цветов, а как раз посредине, надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или, скорее, верный признак богини Луны. Слева и справа круг завершали тянущиеся вверх змеи, а также хлебные колосья, извивающиеся, надо всем приподнимающиеся. Одежда богини – многоцветная, из тонкого виссона, то белизной сверкающая, то, как шафран, золотисто-желтая, то пылающая, как алая роза. Но что больше всего поразило мое зрение, так это черный плащ, отливавший темным блеском. Обвившись вокруг тела и переходя на спине с правого бедра на левое плечо, как римские тоги, он свешивался густыми складками, а края были красиво обшиты бахромою. Вдоль каймы и по всей поверхности плаща здесь и там вытканы были мерцающие звезды, а среди них полная луна излучала пламенное сияние. Там же, где волнами ниспадало дивное это покрывало, со всех сторон была вышита сплошная гирлянда из всех цветов и плодов, какие только существуют».

Как видите, в наряде богини нет ничего случайного. Магия символов «работает» на создание величественного образа, пронизанного творящей силой. Давайте и мы с вами, дорогие читательницы, одежду свою подбирать так, чтобы силу и добро вокруг себя концентрировать, чтобы одежда наша как свет, как сияние нас окружала.



Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 


ПУБЛИКАЦИИ