Owoman.ru

Чем является стиль

Поговорим о том, чем является стиль. С переходом к постиндустриальному, постмодернистскому обществу в конце XX в. культура и социальная структура становятся мозаичными. Кстати, если ты вдруг не знаешь смысл слова «постмодернизм», спроси у друзей или справься хотя бы в «Энциклопедическом словаре культуры XX века» В. Руднева (в сети имеется электронный вариант). Стильная штучка должна знать такие вещи. Одна из ключевых характеристик современной культуры состоит в отсутствии единого главенствующего стиля, в равноправном сосуществовании различных стилей. Эта тенденция полистилизма начала проявляться в моде еще в восьмидесятых. Для сравнения: если в моде эпохи модерна одновременное, параллельное существование нескольких стилей невозможно, в постмодерне - это реальность. Никаких ограничений: широкие брюки в стиле

«Марлен Дитрих» и узкие «дудочки» в стиле «Бриджит Бардо» - и никто при этом не падает в обморок. Начиная с девяностых, мода вмещает в себя все многообразие стилей и субстилей, сформированных в 1940-1980-е гг. При этом один или два стиля могут ненадолго выходить на первый план. Я думаю, ты понимаешь, что в такой ситуации мода более чем когда-либо превращается в игру, притягательную и увлекающую с головой. Стильной штучке есть где разгуляться!

В моде, как нигде, отношения между людьми принимают форму отношений между образами. Если сто лет назад индустрия эксплуатировала моду, то теперь мода подчиняет себе индустрию и становится самодовлеющей сферой социальной жизни. Вообще говоря, мода перестает быть «зеркалом» общества. Теперь можно говорить о моде как процессе изображения общества. Если в эпоху модерна модель представляла уже созданные реальные вещи, предназначенные для использования в реальной жизни, то теперь кутюрье и манекенщицы симулируют на подиуме те социальные роли, которые когда-то исполняли аристократия и богема. Телевизионный и журнальный мир моды представляет виртуальные референтные группы, для которых индустрия служит агентом распространения образов-моделей, Модный образец создается виртуально, не как вещь, а как образ.

Модели в журналах и телевизионной рекламе подаются не просто как вещи определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемый образ социального статуса, семейного положения и т. п. Фотографы и дизайнеры озабочены не столько показом всех черт модели, сколько созданием вокруг нее виртуальной социальной среды. Новизна же достигается за счет того, что, опираясь на одну стереотипную модель, дизайнеры до бесконечности варьируют незначительные детали, чтобы создать впечатление неповторимости. Погруженные в виртуальную реальность моделей и тенденций их смены, люди ведут себя в ней так, как будто это подлинная социальная реальность.

Таким образом, если согласиться с тем, что социальной сущностью моды является изображение общества, то можно смело утверждать, что полистилизм моды изображает полистилизм культуры и общества. Мода теперь не столько производство чего-то принципиально нового, сколько воспроизводство и стилизация того, что уже было (стили 50-80-х годов).

В последнее время дизайнеры, модельеры, обозреватели моды все чаще оперируют понятием «стиль». Нельзя сказать, что это новое понятие в области моды. Но если раньше стиль определялся функциональным разделением одежды (спортивный, классический, деловой), то теперь он определяется в другом контексте, а именно - культурном. Каждый стиль неповторим, своеобразен, самодостаточен и тесно связан с культурой и обществом. Его можно определить как специфическую комбинацию выразительных средств, существующих в данном культурном контексте. Соответственно, стиль в моде - это специфическая комбинация выразительных средств, используемых для обозначения принадлежности к общности носителей конкретного культурного контекста.

Сами модельеры считают (и мы, стильные штучки, к ним присоединяемся), что мода - это искусство. Именно поэтому художники моды всех масштабов и уровней, включая выпускников Домашней школы моды и дизайна, могут выбирать самые разнообразные сюжеты и темы для своих дизайнерских экспериментов. Хотя кое-какие определенные тенденции все же намечаются: в последнее время все чаще и чаще на подиумах стали появляться коллекции, выполненные в стилях 50-80-х годов.

Для сравнения: еще тридцать лет назад мода не допускала ретроспектив в таком объеме - были возможны возвращения каких-то незначительных элементов, отдельных аксессуаров но не стиля в целом. Так, например Ив Сен-Лоран в начале семидесятых в Нью-Йорке представил коллекцию «Либерасьон». Эта коллекция, навеянная 40-ми годами, была объявлена «самым гадким шоу Парижа». Теперь же возвращение «прошлых мод» и их стилизация является главной тенденцией современной постмодернистской моды.

Что же такое стилизация? Пожалуй, ее сущность можно выразить словом «игра», игра культурными знаковыми составляющими. Чтобы стилизация состоялась, во-первых, необходимо существование какого-то определенного контекста (объекта), во-вторых, наличие субъекта, который хочет воспроизвести этот контекст, выразить его через внешний облик одежды, творчески используя те или иные элементы контекста. Причем, когда речь идет об индивидуальном облике, акцент явно смещается в сторону субъекта.

Иными словами, играя составляющими того или иного контекста, ты пропускаешь его через свое видение, свое мировосприятие и в результате - самовыражаешься, создаешь свой индивидуальный стиль. Ты ведь не для подиума стараешься, а для себя любимой. Осуществив ряд аналитических усилий, я постаралась обобщить свой опыт и наблюдения и выделить самые распространенные объекты стилизации на сегодняшний момент. Итак, источником творческого воспроизведения, стилизации, модного сотворчества, наконец, может быть:

1. То, что было модным и актуальным в сравнительно недавнюю эпоху (двадцатый век). В этом случае берутся целые элементы одежды. Они могут подвергаться изменениям, обрастать модными деталями, однако в целом не изменяют свой внешний вид. В этом случае ту или иную вещь можно просто извлечь из бабушкиного сундука, отряхнуть нафталин, проветрить, сочетнуть с туфельками актуального силуэта, добавить от себя пару-тройку аксессуаров и - вперед. Можно, наоборот, прикупить в бутике модную ретруху и обогатить ее соответствующими аксессуарами из бабушкиных или родительских сундуков или шкатулок либо соорудить что-нибудь собственными руками.

2. То, что было модным и актуальным в исторически отдаленные периоды времени. В подобных случаях может быть использована практически любая эпоха, и говорится, например, о стиле ампир, рококо и т.п. При этом берутся уже не целые вещи (а если и берутся, то подвергаются современному переосмыслению), а какие-то отдельные детали, которые будут привносить атмосферу той или иной эпохи или просто ощущение экзотики, некоторой остраненности вещи или всего гардероба в целом. Пример в массовой моде - сравнительно недавно заполонившие улицы туфельки с загнутыми носами, украшавшие в свое время средневековые наряды. Иногда такая вещь может быть очень атмосферной, воспроизводить ощущение эпохи.

3. Функциональное назначение вещи. Переход одежды из одной функциональной категории в другую, эстетическое осмысление функциональных сторон вещи. В этом случае рождаются такие определения, как спортивный, деловой, морской, дачный и т.п. стили.

4. Этника. Для этнических стилизаций в самом широком смысле могут быть использованы элементы национального костюма любых народов.

5. Художественное произведение. Книги в таком стилеобразующем качестве играли очень активную роль в российском обществе XIX века. Наиболее тесная взаимосвязь моды и живописи (а также архитектуры) просматривается в эпоху модерна. Что касается современного искусства, то, пожалуй, наиболее влиятельным стилем и модоформирующим фактором становится кино, как прокатное, так, и сериалы, показываемые по телевизору. Классический пример - «Sex in the City».

Понятно, что стилизованный наряд - это вовсе не костюм для маскарада или новогодней елки. Он выражает, главным образом, индивидуальность своей владелицы, подчеркивает, например, ее романтичность, легкую ностальгию по ушедшей эпохе, духовное родство с дикими племенами Амазонии или жесткий деловой настрой. Только в этом случае стилизованный наряд будет смотреться стильно. Ты наверняка уже поняла, что стильный наряд - это прежде всего такой наряд, который наглядно-эстетическим образом выражает внутренний мир того, кто его носит, твой собственный неповторимый образ, твой персональный миф. «Человек - это стиль», - сказал, между прочим, Антон Павлович Чехов. И кто сказал, что количество этих мифов, этих образов должно быть ограниченным? Да их столько, сколько у тебя настроений. Так что и твое собственное настроение может стать объектом стилизации. Я думаю, теперь ты и сама понимаешь, что объектов стилизации, на самом деле, гораздо больше, чем я здесь предложила. Ищи, находи, используй, играй, наслаждайся!..



Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 


РЕКОМЕНДУЕМ