Owoman.ru

Как вести себя с ребенком, который плачет?

Основной тезис состоит в том, что плач помогает людям всех возрастов снимать стресс. Как мы уже говорили, определить, когда плач выступает в качестве механизма у младенцев, не всегда легко, поскольку они прибегают к нему также и для выражения своих насущных потребностей. По мере того как дети начинают осваивать речь, коммуникативная функция плача постепенно снижается. А вот его роль по устранению стресса речь выполнять не способна. После того как у малыша полностью сформируются речевые навыки, его плач уже перестает служить средством передачи сообщений.

Реакция на плач ребенка от одного до восьми лет

Разумеется, когда у ребенка случается какая-нибудь неприятность, например он застрял под стулом, бессмысленно неподвижно стоять рядом и говорить: «Давай, поплачь!» Прежде всего в любой подобной ситуации нужно сделать все возможное, чтобы устранить причину его дискомфорта.

Когда какая-либо стрессовая ситуация повторяется неоднократно, также важно по возможности устранять источник стресса. Например, если девочка постоянно обижает своего младшего брата, то, просто позволяя малышу плакать каждый день, вы не решите проблему, поскольку источник его стресса является постоянным. Нужно заставить старшую сестру прекратить вести себя подобным образом. Если учитель подозревает, что ребенок подвергается сексуальному или физическому насилию в семье, он обязан сообщить об этом в Комитет по защите прав детей. Простого облегчения эмоционального состояния ребенка в таком случае недостаточно.

Предположим, вы сделали все возможное для устранения причины стресса. Следующий шаг состоит в том, чтобы выслушать ребенка и сочувственно отнестись к его плачу. Я рекомендую всегда брать плачущих младенцев на руки. С детьми более старшего возраста это делать необязательно, но они всегда будут чувствовать себя лучше, если вы проявите к ним внимание. Дети испытывают потребность в том, чтобы кто-то был рядом, выслушивал их и с пониманием относился к их чувствам.

Плачущие дети нуждаются в нашем сочувствии и внимании; они должны знать, что их любят независимо от того, как они себя чувствуют. Им нужно выражать свои негативные эмоции, поэтому не игнорируйте и не отвлекайте их, а просто покажите, что понимаете и любите их.

Как выслушивать плачущего ребенка и что ему говорить?

Взрослые иногда задаются этими вопросами. Я советую применять метод Томаса Гордона под названием «активное слушание»: признайте эмоции ребенка, просто указав (не анализируя и не оценивая) на то, что он, по вашему мнению, чувствует. Не многие люди способны взять на себя эту роль, потому что это действительно нелегко. Более того, мы так отчаянно стремимся сделать своих детей счастливыми, что забываем, насколько важно предоставлять им испытывать весь спектр эмоций.

С уважением выслушивайте то, что говорит ваш малыш. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте и отвечайте ему вежливо, также как взрослому. Не перебивайте малыша и не обсуждайте его с кем-нибудь другим, если он может вас услышать.

Когда ребенок рассказывает вам о своих чувствах, относитесь к ним с пониманием, какими бы они ни были. По рассуждайте о словах малыша, чтобы показать, что вы слушаете и понимаете его (активное слушание).

Никогда не говорите ребенку, что в некой ситуации он должен был ощущать что-то другое, относитесь к его чувствам с уважением. Нельзя пренебрежительно относиться к страхам и тревогам мальчиков, озлобленности и возмущению девочек. Воздерживайтесь от каких-либо советов или смены темы разговора.

Вот, например, что произошло с моим сыном, когда ему было три года.

Мы отдыхали на пляже, и он нашел там красивую ракушку. Мы принесли ее домой, и малыш оставил ее на полу. На следующий день он случайно наступил на ракушку, она разломалась и сын заплакал. Мне очень хотелось сказать ему: «Не волнуйся, скоро мы опять пойдем на пляж и найдем другую». Но я подавила в себе это желание, потому что этим я отвлекла бы сына от его чувств. Малыш имел право выразить свои эмоции. Тогда я взяла его на руки и сказала: «Тебе очень печально, потому что разломалась красивая ракушка». Потом я позволила ему поплакать у меня на руках столько, сколько он хотел.

Не всегда нужно выражать словами огорчение ребенка, особенно если вы не знаете истинной причины его слез. Более того, из-за неправильно подобранных слов ребенок может подумать, что его не понимают. Вместо того чтобы рисковать и давать свою интерпретацию причин, иногда лучше просто сказать: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». А бывает и так, что ребенок просто нуждается в том, чтобы с ним рядом был молчаливый и любящий свидетель его внутренних переживаний, которые, возможно, слишком сложно описать словами.





РЕКОМЕНДУЕМ