Цвет, связанный с Днем Святого Патрика, — зеленый — зеленая одежда, зеленые реки, зеленое пиво и т. д. Однако некоторые утверждают, что изначально цвет, связанный со Святым Патриком, был синим. Так откуда же взялась зеленая традиция, и какие есть доказательства того, что знаковым цветом Патрика на самом деле был синий? Давайте рассмотрим историю и мифы вокруг Святого Патрика и синего цвета.
Святой Патрик — покровитель Ирландии, известный тем, что распространял христианство по всей стране в V веке нашей эры. Согласно легенде, он использовал трилистник, чтобы объяснить Святую Троицу язычникам-ирландцам. Также говорили, что он изгнал змей из Ирландии, хотя многие ученые считают, что в то время в Ирландии змей не было.
Патрик родился в Британии в конце IV века. В возрасте 16 лет он был захвачен ирландскими налетчиками и провел 6 лет в рабстве в Ирландии. В конце концов он сбежал обратно в Британию, но вернулся в Ирландию в качестве миссионера. Он стал епископом и основал церкви по всей Ирландии в течение примерно 30 лет, прежде чем уйти на пенсию. Он умер 17 марта, в день, который стал праздноваться как День Святого Патрика.
Так откуда же взялся синий цвет? Давайте рассмотрим некоторые доказательства.
В трудах Патрика он использует синий цвет в метафорах, относящихся к языческим практикам друидов и невежеству. Например:
«Я должен повсюду распространять имя Бога, чтобы после моей кончины я мог оставить завещание моим братьям и сыновьям, которых я крестил во Господе, — многим тысячам людей. Даже если я крестил или конфирмовал одного человека на краю Ольстера, с согласия, я посеял в них Церковь Божию. Хотя я должен быть вне жизни, это для Бога, чтобы Он мог призвать их, чтобы по всему острову было духовенство — даже если язычники противятся мне... Воистину я должен распространять истину среди язычников, не насаждать, а утверждать; не мою благодать, но благодать Божию — не отрицание, не мою чистоту, но благодать Бога всечистого. Он дал мне силу для этого; против меня у Него нет защиты».
Здесь синий цвет представляет язычество и невежество, в то время как Патрик распространяет «истину» Бога, представленную белым цветом.
Одной из основных отраслей промышленности в древней Ирландии было производство синего красителя, называемого вайда. Краситель извлекался из растения Isatis tinctoria и использовался для окраски шерсти и льна.
Производство красителя вайда пришло в упадок после того, как Патрик принес христианство в Ирландию. Некоторые считают, что это связано с тем, что краситель вайда был связан с друидическими языческими ритуалами, которые Патрик хотел искоренить.
Таким образом, распространенность синего красителя вайда в древней Ирландии, позже замененного христианскими обрядами, может быть еще одной связью между синим и язычеством до Патрика.
В 1790-х годах стал популярным новый оттенок синего цвета, называемый «синий цвет Святого Патрика». Он был светлее и ярче традиционного синего цвета вайда.
Это помешательство было вызвано лордом Эдвардом Фицджеральдом, лидером ирландского восстания 1798 года. Чтобы продемонстрировать свою ирландскую гордость, он носил синюю одежду Святого Патрика и украшал свой дом в Дублине в тени.
Популярность распространилась по всей Ирландии и Британии, и все синее на какое-то время окрестили «синим цветом Святого Патрика». Это показывает раннюю связь между святым и синим цветом.
Синий цвет появляется в нескольких ирландских легендах, которые могут представлять христианское влияние, вытесняющее более ранние языческие верования:
– Синие люди из Минча – Синие люди были мифическими морскими существами, которые заманивали моряков на смерть. Некоторые полагают, что они произошли от более раннего языческого мифа, который Патрик превратил в нечто более зловещее.
– Дети Лира – Эта ирландская легенда повествует о четырех детях, которых злая мачеха превратила в синих лебедей на 900 лет. В конце концов их крестит святой, который превращает их обратно в людей. Синие лебеди считаются олицетворением язычества.
Поэтому синий в древнеирландском фольклоре и мифологии часто символизировал опасность, зло или языческие практики.
В то время как синий цвет берет свое начало в древней ирландской истории и преданиях о Святом Патрике, зеленый стал более поздним дополнением в качестве знакового цвета. Несколько теорий о росте популярности зеленого цвета:
– Одежда в зеленом, чтобы избежать ущиплений – В 17 веке ирландские дети начали носить зеленое в День Святого Патрика, чтобы их не ущипнули за то, что они не носят национальный цвет. Это переросло в традицию щипать тех, кто не носит зеленый цвет.
– Ирландское восстание – Во время ирландского восстания 1798 года ирландцы носили зеленый цвет как свой национальный цвет. Зеленый цвет прочно ассоциировался с ирландской идентичностью и независимостью.
– Зеленый трилистник – Трехлистный трилистник – еще один символ, связанный со Святым Патриком и Ирландией. Ношение зеленого трилистника в конечном итоге стало традицией Дня Святого Патрика.
– Зеленая растительность – Говорят, что в Ирландии существует сорок оттенков зеленого. Пышный зеленый ландшафт сделал цвет синонимом страны.
Так что зеленый, вероятно, обогнал синий из-за политических и культурных ассоциаций, начавшихся в 17-19 веках.
Некоторые предполагают, что переход от синего к зеленому был преднамеренно политическим — попыткой британцев подавить ирландский национализм в 18 веке.
Поскольку синий стал символом ирландского восстания, британские власти начали продвигать зеленый как «более безопасный» цвет, представляющий трилистник и Изумрудный остров. Это помогло сдержать националистические настроения.
Однако эта теория спорна и ее трудно доказать. Скорее всего, зеленый цвет просто приобрел известность в результате естественных культурных сдвигов по причинам, обсуждавшимся выше.
Несмотря на популярность зеленого цвета, есть несколько остатков, предполагающих, что синий был первоначальным цветом Святого Патрика:
– Синий клевер – Ранним символом Святого Патрика был синий клевер, или трехлистный клевер, окрашенный в синий цвет. Это говорит о том, что его клевер был синим до того, как стал зеленым.
– Колодец Святого Патрика – Святой колодец, приписываемый Святому Патрику, извергает воду синего цвета. Синий оттенок появляется из-за минералов в земле.
– Синий цвет в иконографии Патрика – Некоторые ранние изображения и иконы Святого Патрика содержат синие одежды или фон. Синий был распространенным цветом в христианской иконографии.
Хотя эти подсказки интригуют, они не являются окончательным доказательством изначального цвета Патрика. Переход от синего к зеленому, вероятно, был постепенным и органичным.
Так был ли Святой Патрик на самом деле синим, а не зеленым? Самые ранние традиции указывают на то, что синий цвет имел значение в истории Патрика и ирландской культуре. Но зеленый, по-видимому, стал доминировать естественным образом к 17-19 векам.
Синий цвет окрасил дохристианские языческие ритуалы, которые Патрик стремился преодолеть. Но с торжеством христианства в Ирландии зеленый стал олицетворять трилистник, ирландский пейзаж и, в конечном итоге, ирландский национализм.
Истинный цвет Святого Патрика остается неуловимым, похороненным где-то под легендами и историей. Но оба цвета продолжают иметь значение для святого и для ирландской идентичности. Возможно, решением будет надеть и зеленый, и синий цвета 17 марта в честь сложной истории и символов Ирландии.
Доказательства в пользу синего цвета | Доказательства в пользу зеленого цвета |
---|---|
– Упоминания в трудах Патрика | – Как избежать защемлений, надев зеленое |
– Производство синей вайды | – Зеленый цвет носили во время Ирландского восстания |
– Мода на «синий цвет Святого Патрика» в 1700-х годах | – Зеленый трилистник |
– Синий в ирландском фольклоре | – Зеленый цвет, представляющий ирландский пейзаж |
– Синий клевер символ | – Зеленый, возможно, был навязан британскими властями |
– Голубая вода из колодца Святого Патрика | |
– Синий в иконографии Патрика |