Черный — спорный цвет. Для некоторых он, несомненно, является цветом сам по себе, в то время как для других он представляет собой отсутствие цвета. Этот спор вытекает из самой природы цвета и света. Когда мы говорим о цвете, мы говорим о видимых световых волнах, которые отражаются от объектов и обнаруживаются нашими глазами. Черный, с другой стороны, — это то, что мы воспринимаем, когда никакой видимый свет не отражается от объекта. Это привело некоторых к утверждению, что черный цвет — это отсутствие цвета, а не сам по себе цвет.
В этой статье мы подробно рассмотрим науку и семантика, стоящая за этим спором. Мы рассмотрим физику света и цвета. Мы изучим, как наши глаза и мозг обнаруживают и интерпретируют цвет. Мы также рассмотрим культурные и лингвистические аспекты категоризации черного цвета и увидим, что есть веские аргументы с обеих сторон этого спора. К концу у вас должно быть более тонкое понимание природы черного цвета и его связи с цветом.
Чтобы понять, является ли черный цветом, нам сначала нужно понять, как цвет работает на физическом уровне. Цвет исходит из видимого света, который является частью электромагнитного спектра излучения, испускаемого солнцем. Когда солнечный свет попадает на объект, определенные длины волн поглощаются, а другие отражаются. Наши глаза обнаруживают эти отраженные длины волн, а наш мозг интерпретирует их как цвет.
| Цвет | Диапазон длин волн |
|---|---|
| Красный | 620-750 нм |
| Оранжевый | 590-620 нм |
| Жёлтый | 570-590 нм |
| Зелёный | 495-570 нм |
| Синий | 450-495 нм |
| Фиолетовый | 380-450 нм |
Как видно из этой таблицы, различные цвета видимого света имеют длины волн в диапазоне от 380 до 750 нанометров. Когда все длины волн отражаются от объекта одинаково, он кажется нашим глазам белым. Когда все длины волн поглощаются, видимый свет не отражается, и объект кажется черным.
Таким образом, с чисто физической точки зрения черный цвет — это отсутствие длин волн видимого света. Можно утверждать, что черный цвет не является цветом, поскольку от объекта не отражается свет, который могут обнаружить наши глаза. Однако восприятие черного цвета отличается от полного отсутствия визуального восприятия, что предполагает, что наш мозг каким-то образом обрабатывает черный цвет как визуальное ощущение.
Хотя физика показывает, что черный цвет — это отсутствие света, наше восприятие более сложное. То, как работают наши глаза и зрительная кора головного мозга, означает, что мы видим черный цвет как цветовое ощущение.
Сетчатка наших глаз содержит два типа фоторецепторных клеток: палочки и колбочки. Колбочки распознают определенные длины волн света и отвечают за наше цветовое зрение. Но палочки вообще не распознают цвет — они просто распознают наличие или отсутствие света. Когда света нет, палочки все равно посылают в мозг сигнал, указывающий на то, что свет не отражается. Это создает ощущение черного цвета, а не отсутствие визуальной информации.
Кроме того, в зрительной коре есть специальные контуры, которые реагируют на образцы цвета и контраста. Некоторые нейроны активизируются специально в ответ на более темные области и границы. Это еще раз подтверждает, что мозг обрабатывает черный цвет как отдельный визуальный опыт.
Таким образом, хотя физика показывает, что света нет, наша зрительная система активно воспринимает черный цвет уникальным образом. Это подтверждает идею о том, что черный — это цвет, а не просто отсутствие света и цвета.
Область теории цвета также дает некоторое представление о том, считается ли черный цветом. В изобразительном искусстве цвет подразделяется на несколько основных групп:
В этой широко используемой структуре черный цвет сгруппирован под нейтральными цветами вместе с белым и серым. Он считается ахроматическим, то есть не имеет оттенка или насыщенности цвета. Это подтверждает точку зрения, что черный цвет — это отсутствие цвета.
Однако некоторые теоретики цвета утверждают, что черный и белый должны иметь свою собственную уникальную цветовую категоризацию. Они явно отличаются от серых по яркости и восприятию. А сочетание черного с любым другим цветом приводит к более темному и ненасыщенному, но все еще хроматическому цвету. Это говорит о том, что черный может смешиваться и взаимодействовать с другими цветами уникальными способами. С этой точки зрения черный можно рассматривать как свой собственный основной цвет.
Помимо научных и художественных сфер, существуют культурные перспективы, которые также формируют дебаты о черном и цвете. В западных культурах черный цвет часто дихотомизируется против белого, ассоциируясь с тьмой, злом и негативом в отличие от позитива белого. Эта характеристика может дать интерпретацию черного цвета как отсутствия света и добра.
Однако в некоторых восточноазиатских культурах символика черного цвета более нейтральна или даже позитивна, ассоциируется с водой, плодородием и ночным небом. Древние народы многих культур создавали черные пигменты для искусства, показывая, что они считали его особым цветом.
С лингвистической точки зрения слова для основных цветовых обозначений развиваются относительно поздно в развитии языка. Культуры без отдельного слова для черного цвета все еще различают его каким-то образом, например, «темный цвет» или «обожженный». Это говорит о том, что черный цвет воспринимается достаточно отчетливо, чтобы быть универсально распознаваемым во всех языках, даже если не всегда лексически преобразован в собственное цветовое обозначение.
Английское слово «black» происходит от древнеанглийского «bl?c», связанного с такими словами, как «bleak» и «blot». Но черный стал лексически сгруппирован с другими цветовыми обозначениями, такими как red, blue и green. Классификация его как цвета в языке усиливает культурную категоризацию черного как цвета.
Все становится еще более запутанным с концепцией «черного света». Некоторые физические эксперименты создали источники ультрафиолетового света, которые излучают длины волн, находящиеся за пределами видимого диапазона. Этот «черный свет» нельзя воспринимать напрямую, но он может заставить некоторые материалы светиться.
Означает ли это, что черный свет — это цвет, который мы просто не видим? Не совсем так — люди и большинство млекопитающих не могут обнаружить ультрафиолетовый свет, поэтому с нашей точки зрения не имеет смысла называть его черным. Но для животных, которые могут видеть в ультрафиолетовом диапазоне, например пчел, эти длины волн вызывают цветовое ощущение.
Это упирается в сложность определения цвета — это зависит от зрительной системы животного. То, что мы называем цветом, имеет значение только в контексте нашего человеческого зрительного восприятия. Другие животные видят длины волн, которые мы не видим, и не видят всех цветов, которые видим мы. Поэтому в «цветовом пространстве» другого вида черный свет может считаться цветом. Но для человеческого цветового зрения черный свет — это просто ультрафиолетовое излучение.
Итак, в конце концов, черный — это цвет или отсутствие цвета? Как и во многих вещах, ответ сложнее, чем кажется на первый взгляд. С чисто физической точки зрения черный — это отсутствие видимых световых волн и, следовательно, цвета. Но из-за особенностей человеческого зрительного восприятия мы воспринимаем черный как отдельное ощущение. Называть его цветом разумно с биологической и культурной точек зрения, но при этом возникает риск смешения физики излучения света с нашим психологическим опытом.
Возможно, лучший способ примирить эти точки зрения — сказать, что черный не является цветом с точки зрения физики, но является цветом с точки зрения человеческого восприятия и лингвистики. Он возникает из-за отсутствия света, но вызывает отчетливую сенсорную реакцию, обработанную иначе, чем просто «ничего». Так что черный цвет особенный — хотите ли вы называть его цветом или нет, в основном это сводится к семантике.
Дебаты вокруг черного цвета раскрывают удивительную сложность цвета. Они показывают, как наше восприятие формирует реальность, что приводит к категоризации, которая не всегда соответствует базовой физике. Так является ли черный цвет цветом? Ответ зависит от того, ставите ли вы в приоритет физику, психологию или культурные конструкции вокруг этого загадочного оттенка.