Загадочное зеленое пятно, которое иногда появляется на фотографиях, особенно старых, — это явление, известное как «блик объектива». Блики объектива возникают, когда свет, не являющийся изображением, попадает в объектив камеры и отражается от элементов объектива камеры, создавая формы, круги и цветные пятна на полученной фотографии.
Зеленый цвет пятна обусловлен оптическими покрытиями, используемыми внутри объективов камеры. Большинство качественных объективов имеют специальные антибликовые покрытия для улучшения качества изображения. Эти покрытия специально разработаны для уменьшения внутренних отражений и бликов, но они не эффективны на 100%. Используемые покрытия часто придают отраженному свету зеленоватый оттенок, и это отображается на фотографии как зеленый блик.
Блики объектива обычно считаются нежелательным артефактом в фотографии. Кляксы, формы и дымка снижают контрастность и качество изображения. Однако некоторые фотографы намеренно используют блики объектива творчески, часто для ретро, мечтательного или научно-фантастического образа. Джей Джей Абрамс, как известно, добавил эффекты бликов в «Звездный путь» и другие фильмы, которые он срежиссировал.
Блики в объективе возникают, когда рассеянный свет попадает в объектив и отражается между стеклянными элементами, прежде чем попасть на цифровой датчик камеры или пленку. Обычно это происходит, когда яркий источник света, такой как солнце или лампа, находится внутри или близко к полю зрения камеры.
Световые лучи отражаются и рассеиваются от закругленных краев и внутренних поверхностей стекла объектива. Эти отраженные лучи попадают на датчик камеры в виде овальных форм, колец, звездочек и цветных пятен. Местоположение и вид блика определяются путем, по которому свет проходит, отражаясь внутри оправы объектива.
Зеленые блики в объективе распространены, поскольку большинство качественных объективов используют оптические покрытия зеленого оттенка для уменьшения внутренних отражений. Когда рассеянный свет отражается, часть его отражается от этих зеленоватых поверхностей, приобретая зеленый оттенок.
Существует множество типов и форм бликов:
– Кляксы – случайные цветные кляксы, обычно круглой формы. Чаще всего зеленые от покрытий линз.
– Лучи – Полосы или линии, исходящие от яркого источника света.
– Многоугольные формы – Часто шестиугольники или восьмиугольники от света, отражающегося через круглые лепестки диафрагмы.
– Кольца – Концентрические кольца вокруг источника света.
– Вуалирующие блики – Общая дымка, снижающая контрастность.
– Звездные вспышки – Многоконечные звезды от яркого источника света.
– Призраки – Нерезкие копии яркого объекта, такого как солнце.
Итак, подведем итог: зеленая клякса – это всего лишь один из многих возможных артефактов бликов линз. Зеленый цвет появляется в результате внутренних отражений от антибликовых оптических покрытий, используемых в большинстве объективов.
Определенные камеры, объективы, настройки и условия съемки увеличивают вероятность появления бликов:
– Широкоугольные объективы – их более широкое поле зрения повышает вероятность захвата яркого источника света.
– Объективы с большим количеством элементов – больше стеклянных поверхностей для внутренних отражений.
– Объективы без бленд – бленды блокируют рассеянный периферийный свет.
– Меньшая диафрагма (большее число f-ступеней) – создает эффект звездообразования вокруг ярких точек.
– Съемка против солнца или яркого света – основная причина бликов.
– Контровое и сильное боковое освещение – яркие источники света попадают в кадр или по краям.
– Отражающие поверхности – водоемы, окна, металл и т. д.
– Старые, поврежденные или некачественные объективы – Изношенное покрытие допускает больше внутренних отражений.
Поэтому блики объектива, как правило, больше видны на широких пейзажных снимках, ночной фотографии, снимках против солнца и изображениях с отражающими поверхностями. Использование бленды объектива помогает существенно уменьшить блики, блокируя попадание постороннего света на передний элемент.
Вот несколько советов, как минимизировать блики объектива при съемке:
– Используйте бленду объектива – Блокирует попадание постороннего периферийного света на передний элемент.
– Избегайте нацеливания на источники света – Не допускайте попадания солнца, ламп и окон в кадр.
– Снимайте при низких значениях диафрагмы, таких как f/2.8 или f/4 – Создает меньшую глубину резкости и меньше звездных узоров.
– Используйте фикс-объективы – Обычно имеют меньше элементов объектива, чем зумы.
– Очищайте элементы объектива – Пятна способствуют бликам.
– Добавьте фильтр – Может помочь защитить передний элемент и уменьшить блики.
– Затените объектив – Используйте руку, шляпу или другой способ, чтобы заблокировать свет.
– Меняйте ракурсы и композиции – Двигайтесь так, чтобы яркие огни не находились рядом с кадром.
Во время постобработки блики объектива иногда можно уменьшить или удалить с помощью инструментов программного обеспечения для редактирования, таких как Photoshop, Lightroom и плагинов.
Однако при съемке лучший способ избежать сильных бликов объектива – это знать о ярких источниках света в кадре или рядом с ним и компоновать кадры так, чтобы исключить или свести их к минимуму. Использование бленды также имеет большое значение для блокировки постороннего света, вызывающего проблемы с бликами.
Хотя блики объектива традиционно рассматриваются как нежелательный артефакт, некоторые фотографы намеренно используют их для творческого эффекта.
Небольшое количество бликов может добавить атмосферы и мечтательного вида изображениям. Анаморфотные блики объектива создают овальное боке и полосы, которые могут выглядеть круто, особенно для городских ночных снимков.
Для создания ретро-ощущения блики объектива создают эффекты, напоминающие старые объективы и дни кинопленки. Мягкое свечение бликов вызывает теплую ностальгическую атмосферу.
В научно-фантастических фильмах, таких как «Звездный путь», «Звездные войны» и других, блики объектива используются для придания футуристического вида и атмосферы. Во многих фильмах эффекты бликов добавляются цифровым способом на этапе постобработки.
Так что то, добавляют ли блики или отвлекают от изображения, зависит от типа фотографии и творческих целей. Обычно их избегают в коммерческой фотографии, где требуются чистые, четкие изображения. Но блики можно использовать для художественного эффекта в более стилизованных съемках.
Вот несколько примеров, показывающих, как блики используются как в положительном, так и в отрицательном смысле:
Пример хорошего блика | Пример плохого блика |
---|---|
Этот ночной городской пейзаж творчески использует блики для создания атмосферы. Полосы направляют взгляд и добавляют интереса. | Резкие блики от солнечных звезд снижают контрастность этого пейзажа, подавляя изображение. Бленда могла бы предотвратить это. |
Как вы можете видеть, блики объектива могут быть использованы для художественного эффекта в некоторых ситуациях, а в других — отвлекать и быть нежелательными. Чтобы научиться контролировать блики, нужны практика и опыт.
Вот ответы на некоторые распространенные вопросы о зеленых бликах объектива:
Почему блики объектива обычно зеленые?
Зеленый цвет появляется из-за покрытий линз. Большинство качественных линз имеют специальные антибликовые зеленые покрытия для уменьшения бликов. Свет, отражающийся от этих покрытий, дает зеленый оттенок.
Что такое двоение и чем оно отличается от бликов?
Двоение создают четкие копии или «призраки» ярких объектов, таких как солнце на фотографиях. Они возникают из-за сильных отражений между элементами. Двоение — это тип бликов объектива.
Можно ли исправить блики объектива при постобработке?
Иногда, но не всегда. Программные инструменты, такие как Photoshop, могут уменьшить или удалить артефакты бликов объектива с помощью методов клонирования, восстановления и маскирования. Но результаты различаются в зависимости от изображения. Лучше предотвращать блики во время съемки.
Стоит ли мне намеренно добавлять блики объектива при постобработке?
Цифровые блики могут выглядеть безвкусно, если их переборщить. Незначительные настоящие блики от съемки часто выглядят лучше. Но для научно-фантастических снимков или анаморфных изображений добавленные блики объектива могут помочь достичь желаемого стилистического эффекта.
Влияет ли размер диафрагмы на блики объектива?
Да, более узкие диафрагмы (более высокие числа f-ступеней) могут усилить блики, особенно узоры звездных вспышек вокруг ярких источников света. Использование широкой диафрагмы минимизирует это.
Подводя итог, можно сказать, что загадочные зеленые пятна, которые появляются на некоторых фотографиях, возникают из-за явления, известного как блики объектива. Блики возникают, когда рассеянный свет отражается внутри объектива камеры от множества оптических элементов и антибликовых зеленых покрытий.
Хотя традиционно они считаются нежелательным артефактом, блики объектива можно использовать творчески для стилистического и атмосферного эффекта. Фотографы намеренно добавляют блики для мечтательных, ретро и научно-фантастических образов.
Чтобы контролировать блики объектива, используйте качественные объективы с оптическими покрытиями, бленды, избегайте нацеливания на источники света и следите за бликами при компоновке и съемке. Постобработка также иногда может уменьшить нежелательные артефакты бликов.
Так что в следующий раз, когда вы заметите зеленые пятна на своих изображениях, вы будете знать, что их вызывает, и приемы, чтобы минимизировать или использовать их в художественном плане. Блики объектива могут быть как друзьями, так и врагами для фотографов, в зависимости от ситуации. Освоение этого оптического явления даст вам больший творческий контроль.