Фиолетовый цвет на протяжении веков имел символическое значение в разных культурах. В живописи использование фиолетового цвета может передавать множество идей и эмоций. Вот некоторые из распространенных символических значений и ассоциаций фиолетового цвета в искусстве:
Одним из наиболее распространенных символических значений фиолетового цвета является королевская власть, суверенитет и благородство. Редкость и дороговизна фиолетовой краски в древние времена означали, что фиолетовые одежды носили исключительно правители, дворяне и очень богатые люди. Таким образом, на картинах фиолетовые мантии и одежда представляют императорскую власть, амбиции или духовную власть. Вот несколько примеров:
| Живопись | Использование пурпурного цвета |
| Коронационный портрет Наполеона работы Жака-Луи Давида (1805-7) | Королевские пурпурные одежды, которые носил Наполеон во время церемонии коронации |
| Портрет кардинала Биббиены работы Рафаэля (ок. 1516 г.) | Богатые пурпурные облачения кардинала говорят о его статусе принца церкви |
| Портрет маркизы Бригиды Спинола-Дориа работы Питера Пауля Рубенса (1606 г.) | Темно-фиолетовое платье символизирует благородство и династический престиж модели |
Тесно связанный с королевской и аристократической властью, фиолетовый также указывает на материальное богатство, роскошь и расточительность. В живописи эпохи Возрождения и барокко использование насыщенных, блестящих пурпурных тонов в драпировках и одежде часто символизировало богатство и статус знатных или придворных моделей. Например:
| Живопись | Использование пурпурного цвета |
| Портрет четы Арнольфини Яна ван Эйка (1434) | Роскошное пурпурное одеяние Джованни Арнольфини свидетельствует о его успехе и процветании |
| Человек со стеганым рукавом Тициана (ок. 1510) | Замысловатый рукав и шапка с фиолетовым акцентом указывают на материальное богатство модели |
| Купец Георг Гизе Ганса Гольбейна Младшего (1532) | Роскошное, отороченное мехом пурпурное пальто Гизе говорит о его успехе как торговца |
В религиозных произведениях искусства пурпурные мантии или одежды часто обозначают духовную власть и близость к Богу. Это происходит от традиционного использования пурпурных облачений католическими епископами и кардиналами. Вот несколько примеров:
| Живопись | Использование пурпурного цвета |
| Распятие Андреа Мантеньи (ок. 1490 г.) | Пурпурная мантия, данная Христу перед распятием, представляет его духовную власть |
| Папа Сикст IV назначает Бартоломео Платину префектом Ватиканской библиотеки Мелоццо да Форли (ок. 1477 г.) | Папа Сикст IV носит пурпурную папскую мантию, указывающую на его положение главы католической церкви |
| Святой Лука, рисующий Деву Марию Рогира ван дер Вейдена (ок. 1435-40 гг.) | Мария носит темно-фиолетовое платье, подчеркивающее ее священную роль как Матери Иисуса |
В некоторых культурных контекстах фиолетовый цвет ассоциируется с горем, трауром и смертью. Это значение появляется в основном в траурных портретах викторианской эпохи. Вот несколько примеров:
| Живопись | Использование фиолетового цвета |
| Эвфемия Грей Дэниела Макни (1842-43) | Фиолетовое платье символизирует траур, поскольку это был посмертный портрет, завершенный после смерти Эвфемии |
| Уильям Фредерик, 2-й герцог Глостерский и Эдинбургский Уильяма Бичи (1806) | Герцог носит фиолетовую траурную одежду после смерти своего брата короля Георга III |
Особенно в современном искусстве фиолетовый цвет иногда имеет коннотации романтики, женской привлекательности или сентиментальности. Например:
| Живопись | Использование фиолетового цвета |
| Сирень на окне Мэри Кассат (1878) | Фиолетовый цвет сирени вызывает нежное, романтическое настроение |
| Поцелуй Густава Климта (1908) | Фиолетовое платье женщины создает атмосферу чувственности и романтики |
| Ваза с цветами Анри Фантен-Латура (1875) | Цветы лаванды олицетворяют женственность и романтическую чувствительность |
Редкость фиолетового цвета в природе и его связь с древними королевскими династиями также придали ему коннотации магии, тайны и очарования. Это особенно заметно в символистских картинах конца XIX века:
| Живопись | Использование фиолетового цвета |
| Остров мертвых Арнольда Бёклина (1880) | Жуткое фиолетовое небо намекает на таинственную, потустороннюю реальность |
| Загадка дня Джорджо де Кирико (1914) | Сюрреалистические фиолетовые тени создают нелогичное и сказочное настроение |
| Меланхолия и тайна улицы Джорджо де Кирико (1914) | Фиолетовый цвет наполняет сцену чувством необъяснимого и изобретательный |
В 1960-х годах поп-артисты, такие как Энди Уорхол, сделали фиолетовый цвет своим отличительным цветом, чтобы пойти против общепринятых норм. Фиолетовый стал олицетворять эксцентричность и художественный эксперимент из-за своей нетрадиционности по сравнению с естественными цветами.
| Живопись | Использование фиолетового |
| Диптих Мэрилин Энди Уорхола (1962) | Использование Уорхолом яркого фиолетового было новаторским и знаковым |
| Фиолетово-белый и красно-пурпурный Эла Хелда (1967) | Фиолетовый пигмент олицетворяет психоделическую контркультуру |
Смесь теплого красного и холодного синего в фиолетовом придает ему сложную индивидуальность, которая может меняться от теплого к холодному. Это делает фиолетовый цвет неоднозначным, связанным с нерешительностью, неопределенностью и моральной сложностью.
| Живопись | Использование фиолетового цвета |
| Гармония в красном Анри Матисса (1908) | Необычные фиолетовые тона создают визуальный диссонанс и неопределенность |
| Ноктюрн: Синий и серебристый — Челси Джеймса Эббота Макнила Уистлера (1871) | Неестественный фиолетовый создает неоднозначное, тревожное настроение |
Подводя итог, можно сказать, что фиолетовый — это цвет со сложной символической историей в искусстве. Он может по-разному представлять королевскую власть, духовность, богатство, траур, романтизм, тайну и трансгрессию. Разнообразные значения фиолетового цвета делают его интригующим выбором, который всегда наполняет картину дополнительными слоями символизма и психологического резонанса. Многогранная личность фиолетового цвета дает художникам вызывающий, тонкий инструмент для выражения сложности, неоднозначности и сложных условностей в их работах.