Что означают маски в Пекинской опере?

Пекинская опера, также известная как пекинская опера, является формой традиционного китайского театра, которая сочетает в себе музыку, вокальное исполнение, пантомиму, танец и акробатику. Раскрашенные маски, которые носят исполнители, являются одной из самых отличительных черт Пекинской оперы. Маски символизируют персонажей и их роли в представлении. В Пекинской опере используется большое разнообразие масок, каждая из которых имеет свое собственное особое значение и цель.

История масок в Пекинской опере

Использование масок в китайской опере восходит к династиям Суй и Тан между 581-907 годами нашей эры, когда короткие пьесы и водевили приобрели популярность. Во времена династии Юань в XIII и XIV веках певцы рисовали на себе узоры макияжа для лица, чтобы представлять разных персонажей. Со временем были созданы цветные маски, вырезанные из дерева или кожи, чтобы представлять стандартные типы персонажей.

На протяжении столетий маски эволюционировали от одноцветных масок до более сложных, многоцветных масок со сложным дизайном. К тому времени, когда Пекинская опера полностью развилась в середине династии Цин в 18 веке, условности масок, которые мы видим сегодня, были более или менее фиксированными. Маски позволяют зрителям мгновенно распознавать личность, пол, возраст и мораль персонажей.

Значение распространенных типов масок

Существует более 1000 различных масок Пекинской оперы, но они, как правило, попадают в один из четырех широких типов персонажей:

Шэн — мужские роли

Маски Шэн представляют мужских персонажей. Они делятся на подкатегории:

Лаошэн — старшие мужские персонажи с черными бородами. Они передают мудрость и власть.

Сяошэн — молодые персонажи, которые носят сложные прически и головные уборы. Они олицетворяют красоту и изысканность.

Ушэн – Воины-воины с красными, черными или серебряными масками. Они олицетворяют мужество и верность.

Дань – Женские роли

Дань представляют добродетельных женских персонажей. Основные типы включают:

Лаодань – Благородные, уравновешенные женщины среднего возраста или пожилые.

Цинъи – Нежные, утонченные женщины, которые носят легкий макияж.

Хуадань – Кокетливые молодые женщины, которые носят много макияжа.

Цзин – Роли с раскрашенным лицом

Маски Цзин имеют яркие цветные узоры и символы на лице. Они представляют:

Чжоу – Клоуны или шуты, которые носят красный грим.

Цзяцзы – Жесткие, агрессивные воины, отмеченные черной и белой краской.

Мо – Демоны и животные

Маски Мо изображают сверхъестественных существ, призраков, животных или абстрактные символы. Примеры:

Дамо – Раскрашенные маски демонов, изображающие жадность и насилие.

Маомо – Реалистичные маски животных, таких как тигры и обезьяны.

Цвета и значения масок

Доминирующие цвета, используемые в масках Пекинской оперы, представляют характер персонажей:

Красный Честный, верный, мужественный
Черный Жестокий, таинственный, опасный
Белый Зловещий, хитрый, коварный
Желтый Амбициозный, свирепый, хитрый
Синий Стойкий, решительный, праведный
Зеленый Обиженный, импульсивный, нетрадиционный

Распространенные узоры и рисунки масок

Узоры и мотивы, нарисованные на масках, также имеют значение. Вот несколько примеров:

Цветки сливы — Олицетворяют красоту, элегантность и стойкость во время невзгод. Часто носят персонажи Дэна.

Орхидеи — Символизируют чистоту, честность и смирение. Используется для морально чистых персонажей.

Летучие мыши — Олицетворяют удачу и благословение. Показывают, что у персонажа хорошая судьба.

Бабочки — Указывают на трансформацию и метаморфозу. Носятся во время важных поворотных моментов.

Змеи и драконы — Означают власть и силу. Используются на масках императоров или воинов.

Демоны — Характеризуют зло, жестокость и хаос. Встречаются на масках злодеев.

Маски для стандартных персонажей

Существуют также стандартные типы масок, которые представляют классических стандартных персонажей пекинской оперы:

Бао Гун — Честный и мудрый судья, обозначенный черным макияжем лица и тонкими усами.

Цао Цао — жестокий, но способный военачальник, которого можно узнать по белой маске с замысловатыми черными узорами.

Гуаньинь — богиня милосердия, которую можно узнать по белой маске и головному убору.

Сунь Укун — царь обезьян, известный своей красной маской с круглыми глазами и золотой повязкой на голове.

Сяо Лунну — женщина-воин, представленная красной маской с короной феникса.

Процесс изготовления масок

Маски Пекинской оперы — это сложные произведения искусства, тщательно созданные искусными мастерами. Традиционный процесс изготовления масок включает в себя несколько этапов:

1. Формы изготавливаются из глины или гипса на основе шаблонов персонажей.

2. Полоски бумаги, пропитанные пастой, накладываются поверх форм, чтобы сформировать базовую форму.

3. После высыхания маски вырезаются и дорабатываются детали. Для глаз и ноздрей прорезаются отверстия.

4. Для создания желаемых рисунков на лице наносится несколько слоев краски.

5. Маски покрываются лаком для защиты и слегка ароматизируются.

6. Украшения, бороды или перья прикрепляются в качестве завершающих штрихов.

На создание каждой маски могут уйти недели. Ежегодный фестиваль Тайпин Циннянь Хуэй подчеркивает это кропотливое мастерство.

Как актеры используют маски

Актеры Пекинской оперы широко полагаются на маски, чтобы передать эмоции и личности. Вот несколько основных приемов:

– Наклон маски, чтобы показать разные настроения и реакции. Например, взгляд вниз может обозначать грусть.

– Перемещение маски ближе или дальше от лица для выражения интимных или громких отрывков.

– Использование небольших движений головы и преувеличенных жестов для оживления фиксированных выражений маски.

– Координация образа маски с соответствующими костюмами, макияжем, диалогами и реквизитом.

Один персонаж может использовать несколько разных масок в ходе представления по мере развития истории. Таким образом, маски становятся как бы вторым лицом, которое дополняет актера под ними.

Эволюция использования масок

Изначально артисты Пекинской оперы носили маски на всех шоу. Но со временем использование масок изменилось:

– Полные маски были заменены полумасками, закрывающими только верхнюю часть лица. Это улучшило вокальную проекцию.

– Выступления без масок стали более распространенными, чтобы продемонстрировать выражения лиц актеров.

– Сложный макияж лица теперь часто используется вместо масок, особенно для женских ролей Дэн.

– Маски по-прежнему носят для стандартных персонажей, сверхъестественных существ и для корректировки возрастных образов.

– Упрощенные стилизованные маски могут использоваться для сохранения некоторых символических условностей.

– Некоторые труппы используют только копии масок в качестве костюмов, но не закрывают лицо во время игры.

Таким образом, хотя маски не всегда физически носят сегодня, их наследие сохраняется через макияж и представление традиционных китайских оперных личностей.

Значение масок в Пекинской опере

Маски Пекинской оперы имеют большое культурное и историческое значение:

– Они воплощают в себе многовековую традицию императорского китайского театра со времен императоров и знати.

– Маска как форма искусства представляет собой вершину китайского мастерства и артистизма.

– Каждый тип маски действует как архетип, с которым аудитория мгновенно связывается.

– Символизм и условности передают конфуцианские идеалы и общественные ценности.

– Маски позволяют быстро переключаться между персонажами, возрастами, полами и настроениями на сцене.

– Они создают потусторонний, фантастический театральный опыт.

– Маски являются неотъемлемой частью китайского культурного наследия и национальной идентичности.

Будучи одной из последних живых форм искусства, использующих драматические маски на сцене, Пекинская опера является редким удовольствием для зрителей, желающих полюбоваться этим культурным наследием в действии. Маски воплощают суть китайской оперы в осязаемые артефакты.

Заключение

Сложные маски Пекинской оперы отражают многовековую китайскую культуру, традиции и художественное совершенство. Независимо от того, вырезаны ли маски из дерева или сделаны из слоистой бумаги, каждый тип маски имеет определенное символическое значение, основанное на его цвете, дизайне и индивидуальности. Маски мгновенно устанавливают ключевую информацию о персонажах для зрителей. Актеры полагаются на преувеличенные выражения масок, чтобы передать эмоции и реакции. Хотя выступления без масок стали более популярными, маски остаются знаковым представлением китайской оперы во всем мире. Гипнотические маски превращают сцену в мистический мир, где все возможно под светом завораживающего представления Пекинской оперы.