Монохроматические цвета — это цвета одного оттенка. Когда художники используют монохроматические цвета в картине, они ограничивают себя вариациями одного оттенка. Это создает поразительный визуальный эффект и привлекает внимание к другим элементам, таким как текстура и форма. Монохроматические цветовые схемы популярны среди художников-минималистов и могут передавать ощущение сплоченности или торжественности. Использование различных значений и интенсивности одного цвета — эффективный способ исследовать его нюансы.
Слово «монохроматический» происходит от греческих корней «mono», что означает один, и «chroma», что означает цвет. Таким образом, монохроматический буквально означает «один цвет». Более конкретно, монохроматические цвета — это все оттенки, тона, полутона и тени одного базового оттенка.
Например, если художник выбирает красный в качестве базового оттенка, он будет использовать различные оттенки красного от бледно-розового до бордового. Добавление белого к красному делает его розовым, добавление серого делает его приглушенным, а добавление черного делает его темнее. Но все это закреплено одним красным оттенком.
Существует несколько причин, по которым художник может выбрать монохромную палитру:
Когда художник ограничен одним оттенком, он должен больше полагаться на контраст значений, чтобы создать интерес. Значение относится к тому, насколько светлым или темным является цвет. В монохромной живописи фокус смещается на текстуры и тени, а не на оттенок.
Монохромные цветовые схемы имеют элегантный, скоординированный вид. Например, использование разных оттенков красного позволяет внести разнообразие, сохраняя при этом единое ощущение. Эта сплоченность может создать созерцательное настроение.
Тонкие вариации одного цвета привлекают внимание к текстуре поверхности картины. Мазки кисти усиливаются, когда цвет приглушен. Монохромные глазури на текстурированном холсте становятся частью картины.
Выбор одного смелого цвета и превращение его в единственный фокус упрощает композицию. Когда художник рисует синюю вазу на оранжевом фоне, оба цвета выделяются. Но рисование синей вазы на монохромном синем фоне привлекает все внимание к вазе.
Определенные цвета несут символические ассоциации. Красный передает страсть, синий — спокойствие, желтый — оптимизм. Монохромные палитры усиливают настроение доминирующего оттенка. Картина, в которой использованы все оттенки синего, вызывает совершенно иную эмоциональную ноту, чем картина, в которой использованы только теплые желтые тона.
Многие известные художники исследовали творческие возможности ограничения своей палитры. Вот некоторые известные монохромные произведения искусства:
Во время своего «Голубого периода» с 1901 по 1904 год Пикассо использовал почти исключительно синие и сине-зеленые оттенки. С помощью мрачных полотен, изображающих изгоев и бедняков, он вызывал меланхолию и одиночество. Важные работы «Голубого периода» включают «Старого гитариста» и «Жизнь».
Немецкий художник Ансельм Кифер часто использует монохромную палитру серых, угольных и черных цветов. Его задумчивые картины мрачных пейзажей, покрытых пеплом и мусором, отражают темную историю его страны. Известные работы в оттенках серого включают Varus и Margarethe.
Французский художник Ив Кляйн запатентовал свой собственный оттенок ультрамаринового синего под названием International Klein Blue (IKB). Он использовал IKB в качестве фирменного цвета в монохромных картинах, таких как IKB 191. Яркий одиночный оттенок заставляет задуматься о текстуре и материальности.
Американский минималист Фрэнк Стелла был пионером нерепрезентативных монохромных картин, таких как его серия Black Paintings конца 1950-х годов. Эти простые черные полосы на необработанном холсте иллюстрируют подход Стеллы «то, что вы видите, это то, что вы видите».
Эд Рейнхардт довел абстракцию до крайности своими почти полностью черными холстами, такими как «Абстрактная живопись, № 5». Он довел монохромность до предела, полагая, что искусство должно быть самодостаточным, без предмета или эмоциональных ассоциаций.
Хотите попробовать монохромную цветовую палитру? Вот несколько советов:
– Выберите цвет, который выражает вашу тему или настроение. Не ограничивайте себя основными цветами – попробуйте такие оттенки, как охра, виридиан или терракота.
– Используйте чистый цвет прямо из тюбика для максимальной интенсивности. Смешайте небольшое количество других цветов, например, ультрамарина, чтобы слегка приглушить его.
– Разбавьте белым, чтобы получить оттенки, и добавьте черного для более темных оттенков и тонов. Сохраняйте краску полупрозрачной, чтобы проступали нижние слои.
– Используйте цветовые дополнения, например, зеленый с красным или оранжевый с синим, в очень небольших акцентах. Это сделает основной оттенок ярким.
– Обратите пристальное внимание на оттенки – диапазон от светлого до темного. Используйте сильный контраст оттенков, чтобы создать фокусные точки.
– Наносите краску разной толщины и текстуры. Монохромный подмалевок с последующим нанесением импасто сверху усиливает глубину.
– Знайте, когда остановиться. Ограничение палитры подталкивает к инновациям, но не заходите слишком далеко. Однообразие сводит на нет цель.
Почему ограничение цвета оказывает такое сильное психологическое воздействие на зрителей? Вот несколько визуальных явлений, которые это объясняют:
Взгляд на насыщенное монохроматическое изображение вызывает усталость сетчатки. Когда зрители переводят взгляд, они видят иллюзорное остаточное изображение противоположного оттенка. Таким образом, синее изображение вызывает кратковременный оранжевый послеэффект. Это заставляет цвет казаться вибрирующим на холсте.
Два дополнительных цвета, размещенные рядом, кажутся усиливающими оттенок друг друга. Поскольку монохроматические изображения неявно содержат дополнение, этот контраст возникает даже на полностью синем холсте.
Цвета имеют неотъемлемые психологические ассоциации. Синий — спокойный, зеленый — естественный, красный — возбужденный. Монохроматическая палитра усиливает символические качества выбранного оттенка.
В монохромных композициях небольшие количества комплементарного цвета обеспечивают единственный цветовой контраст. Это определяет четкое разделение фигуры и фона, как в зеленом яблоке на красном поле.
Глаз оптически смешивает цвета, чтобы воспринимать новые оттенки. Глазурь синего цвета на желтом вызывает ощущение зеленоватого оттенка. Монохроматическая глазурь использует этот эффект в узком диапазоне оттенков.
Помимо живописи, монохромные цветовые стратегии имеют множество применений:
Одевание в один цвет с головы до ног является ярким модным заявлением. Монохромные наряды в любимом оттенке создают собранный, минималистский вид.
Окрашивание всей комнаты в дополнительные оттенки цвета делает ее визуально больше и ярче. Различная интенсивность может определять такие области, как обшивка панелями или молдинги.
Логотипы и брендинг часто опираются на монохромные палитры. Различные значения обеспечивают универсальность в рамках согласованной идентичности.
Съемка объектов в черно-белом цвете или тон в тон создает элегантный художественный эффект. Регулировка оттенка и насыщенности изолирует один цвет.
Символическое использование цвета — это кинематографический троп, как доминирование зеленого в «Матрице». Стивен Спилберг обесцвечивает «Список Шиндлера», за исключением одного красного пальто.
Посадка монохромного сада со всеми белыми цветами или только текстурированной зеленью объединяет пространство. Дополнительное наружное освещение сохраняет его драматичным после наступления темноты.
Монохромные цветовые схемы использовались художниками на протяжении столетий, чтобы сосредоточить внимание на форме, создать визуальную гармонию и символически передать настроение. Ограничение палитры заставляет художников использовать нюансы ценности, тона и текстуры вместо того, чтобы полагаться на цветовой контраст. От средневековых иллюминированных рукописей до современного минимализма уменьшение цвета вызывает чувство торжественности и созерцания. Художники продолжают исследовать нюансы монохроматизма, доказывая, что одного цвета более чем достаточно для осмысленного художественного выражения.