Древнеегипетское искусство было очень символичным и наполненным смыслом для египетской культуры. В отличие от западного искусства, которое фокусируется на реализме, древнеегипетское искусство было сосредоточено на сохранении культурных и религиозных верований в вечности. Их искусство запечатлело идеализированную форму реальности с целью передачи важных культурных ценностей и достижения бессмертия после смерти.
Некоторые из основных тем и символов в древнеегипетском искусстве включают:
Фараон считался богом на земле и изображался в колоссальных статуях и картинах, чтобы отразить его силу и божественность. Фараон изображался молодым, сильным и способным поддерживать порядок и изгонять хаос.
Основные древнеегипетские боги, такие как Ра, Осирис, Изида, Гор, Анубис и Бастет, изображались в человеческом облике, часто с головой животного на человеческом теле. Каждый бог имел символическое значение: Ра был богом солнца, Осирис — богом загробной жизни, Исида — идеальной матерью, Гор — богом царства, Анубис — богом мумификации, а Бастет — богиней защиты с головой кошки.
Художники следовали строгому кодексу при изображении божеств, чтобы отразить их сверхъестественные способности и силу. Боги изображались молодыми, сильными и больше, чем жизнь.
Древнеегипетское искусство было озабочено сохранением жизни после смерти. Гробницы, пирамиды, гробы и футляры для мумий были заполнены изображениями провизии, действий, предметов и текстов из важных ритуалов, таких как Книга мертвых. Это должно было обеспечить пропитание и комфорт умершему, а также гарантировать его успешный переход в загробную жизнь.
Товары, изображенные на произведениях искусства и найденные в гробницах, включали еду, одежду, мебель, оружие, ювелирные изделия, косметику, книги и предметы для отдыха, такие как охота, рыбалка и настольные игры. Такие сцены, как церемония взвешивания сердца, определяли, был ли умерший достаточно добродетельным, чтобы войти в загробную жизнь.
Иероглифы с магическими заклинаниями и колдовством были нанесены на стены гробниц, гробы и погребальные тексты, чтобы помочь и защитить мертвых. Такие символы, как анкх (ключ жизни) и столб джед (устойчивость), были повсюду.
Древнеегипетское искусство следовало очень строгим стандартам пропорций, поз и условностей при изображении богов, людей и природы. Фигуры были показаны с их наиболее узнаваемого ракурса, не обязательно с истинной перспективы. Тела изображались сбоку, а голова и ноги спереди.
Правила регулировали художественные представления и ограничивали эксперименты. Мужчины изображались с красновато-коричневой кожей, короткими черными волосами и мускулистыми телами. У женщин была желтая кожа, длинные черные волосы, стройные фигуры с узкой талией и широкими бедрами. Дети изображались обнаженными с одной прядью волос. Члены королевской семьи носили сложные воротники, короны и накладные бороды как символы статуса.
Эта приверженность жестким стандартам привела к идеализированным, но довольно единообразным изображениям. Хотя иногда изображались реалистичные детали, основное внимание уделялось совершенству и порядку, а не отражению несовершенной реальности.
Древние египтяне жили близко к природе вдоль реки Нил. Их искусство отражало интерес к окружающему их природному миру. Сцены показывали обильные урожаи, рыбалку, охоту на птиц, скотоводство и охоту.
Цветы (особенно цветки лотоса), птицы, рыбы, бегемоты, крупный рогатый скот, собаки и многие другие животные были включены в художественные проекты. Река Нил и пальмы обычно включались, поскольку они символизировали плодородие и жизнь.
Природа была упорядоченной, симметричной и строго управлялась маат (божественным порядком). Было мало экспериментов с реалистичной случайностью, тенями или перспективой.
Цвет был важной частью древнеегипетского искусства и имел символическое значение. Черный олицетворял плодородие и жизнь вдоль Нила. Зеленый символизировал новую жизнь и рост. Синий был цветом божественности, неба и воды. Красный олицетворял силу и жизненную силу. Желтый/золотой олицетворял вечность.
Египетская живопись использовала 6 основных цветов — красный, синий, зеленый, черный, желтый и белый. Яркие минеральные пигменты были получены из руд, таких как азурит (синий), малахит (зеленый) и гематит (красный).
Хотя картины изначально были очень красочными, многие пигменты со временем выцвели, оставив в основном оттенки коричневого. Следы цвета остаются на некоторых хорошо сохранившихся росписях гробниц, давая подсказки об их первоначальном виде.
Древние египтяне использовали в своем искусстве различные материалы, которые были доступны на месте. Камень разных типов был наиболее известным материалом, особенно такие разновидности, как известняк, песчаник, гранит и сланец, которые можно было добывать вдоль Нила.
Металлы, такие как медь, бронза, серебро и золото, использовались для скульптуры и ювелирных изделий. Стекло, гипс, краски, чернила и красители использовались для небольших произведений искусства и в росписях гробниц. Из похожих на бумагу папирусных тростников из Нила делали листы, которые использовались для книг, документов и погребальных текстов.
Дерево использовалось для изготовления мебели, гробов и церемониальных предметов, но со временем оно в основном сгнило в гробницах. Фаянс, стеклоподобная глазурованная керамика, использовалась для амулетов, статуэток и сосудов.
Засушливый египетский климат сохранил множество деликатных материалов, таких как папирус, лен, дерево и пигменты, которые не сохранились во влажном климате.
Древнеегипетское искусство охватывало более 3000 лет и демонстрировало замечательную преемственность в условностях, сюжетах, материалах и стилях. Однако в такие крупные периоды, как Древнее царство, Среднее царство и Новое царство, наблюдались сдвиги в ключевых темах:
Древнее царство (ок. 2660 – 2180 гг. до н. э.)
– Пирамиды и гробницы фараонов
– Идеализированные человеческие фигуры с одинаковыми позами
– Резервные головы – реалистичные бюсты умерших
– Ра и Осирис были выдающимися божествами
Среднее царство (ок. 1980 – 1630 гг. до н. э.)
– Больше орнамента и деталей
– Менее жесткие художественные условности
– Свитки, документы, миниатюрная резьба
– Растущая популярность солнечных культов
Новое царство (ок. 1500 – 1000 гг. до н. э.)
– Величественные храмы и погребальные гробницы
– Более расслабленные и плавные изображения
– Сцены сражений, чужие земли, досуг
– Известность Амона, богов Ра-Хорахти
Несмотря на стилистические сдвиги, египетское искусство было сосредоточено на порядке, совершенстве и бессмертии. Наблюдалась замечательная преемственность в художественных условностях на протяжении 3000 лет.
Подводя итог, можно сказать, что древнеегипетское искусство было в высшей степени символичным и направлено на обеспечение вечной загробной жизни. Повторяющиеся темы включают богов, фараонов, загробную жизнь, идеализм, природу, цвет и широкий спектр материалов и стилей. Несмотря на то, что египетское искусство выглядит довольно единообразным, оно выражало основные культурные ценности, такие как порядок, вечность и сохранение жизни после смерти. Их знаковое искусство оставило неизгладимое наследие и открывает окно в верования Древнего Египта.