Апельсиновый плод имел богатое и разнообразное символическое значение на протяжении всей истории искусства. Апельсины изображались на картинах, скульптурах и других видах искусства на протяжении столетий как эстетический объект и как репрезентативный символ. Яркий цвет и сладкая сочность апельсинов вдохновляли художников использовать их для представления таких тем, как плодородие, процветание, искушение и питательная щедрость природы. Раскрытие многогранной символики апельсина в истории искусства дает представление об изменении культурных ценностей, художественных движениях и эволюции выращивания цитрусовых как такового.
Одной из наиболее распространенных символических ассоциаций апельсинов в истории искусства является плодородие, изобилие и природная щедрость. Как фрукт, который растет в теплом климате и дает большое количество сочных плодов с одного дерева, апельсин стал ассоциироваться с изобилием и плодовитостью.
Изображения переполненных чаш с апельсинами были популярны в европейских натюрмортах XVI и XVII веков. Голландский Золотой век породил множество натюрмортов, изображающих апельсины как экзотический предмет роскоши, который также отсылал к богатствам, вытекающим из голландской колониальной экспансии. Например, картина Виллема Класзона Хеды 1634 года Натюрморт с апельсинами изображает столешницу, переполненную очищенными апельсинами, обильный сок которых собирается в нижней части композиции. Апельсины изображены с драгоценными деталями, приглашая зрителя представить их терпкую сладость, а также олицетворяя богатство, доступное через голландские морские торговые сети.
Напротив, в барочной натюрмортной живописи апельсины часто использовались как символы мимолетности жизни и мотивы memento mori. Спелое совершенство плода вызывало ассоциации с течением времени и неизбежностью распада. В мышлении барокко изобилие апельсинов на столе было визуальным напоминанием зрителю о том, что жизнь преходяща.
Тесно связанные с природным изобилием, апельсины приобрели коннотации богатства, статуса и экзотической роскоши во многих европейских произведениях искусства. До того, как современные транспортные и сельскохозяйственные методы сделали апельсины обычным явлением, возможность выставлять свежие апельсины напоказ несла ассоциации с привилегиями и мирскими благами.
Апельсины, выращенные в Средиземноморье, были одними из первых экзотических товаров, которые были доставлены в Северную Европу во время расширения торговых путей около 16 века. Цитрусовые стали ходовым товаром, и их демонстрация была способом продемонстрировать свои космополитические вкусы и процветание. Испанские и голландские натюрморты иногда сочетали импортные апельсины с ценными товарами, такими как серебро, стеклянная посуда и специи, в пышных композициях, намекающих на доступ владельца к иностранным богатствам.
Редкость свежих апельсинов означала, что их часто выставляли в элитных контекстах, таких как королевские обеденные столы, чтобы произвести впечатление на гостей. Композиции из цитрусовых фруктов стали декоративными символами власти и империи. Несколько голландских художников Золотого века 17-го века, таких как Осиас Бирт, Георг Флегель и Флорис ван Дейк, специализировались на роскошных картинах банкетных столов, заваленных апельсинами и цитронами, чтобы воззвать к королевским чувствам. Экзотические апельсины были изображены такими же светящимися, как драгоценные металлы или китайский фарфор.
Хотя апельсин олицетворял щедрость и богатство во многих произведениях искусства, он также мог символизировать искушение и опасное желание. Округлость и сладкий сок апельсинов ассоциируются с чувственностью, которую многие художники использовали как в религиозных, так и в мифологических контекстах.
В мифах о происхождении, таких как римский сад Гесперид или греческие мифы о богине Персефоне, золотые яблоки или апельсины фигурируют как соблазнительные чудесные фрукты, которые вызывают критическое нарушение божественного закона. Цвет и форма апельсинов делают их хорошими заменителями запретного плода в библейском Эдемском саду. Апельсин становится пропитанным мятежным искушением, активируя грехи человека жадности и потакания своим желаниям.
Многие картины изображают Еву, поддающуюся искушению запретным апельсином в Эдемском саду, что отражает ассоциации плода с хрупкостью и тленностью человека. В периоды Возрождения и барокко такие художники, как Лукас Кранах Старший, Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп и Иоганн Вильгельм Баур, использовали апельсиновый плод как символ посреднического завета между Богом и человечеством. Яркие и мясистые апельсины олицетворяют греховное удовольствие и излишества.
Помимо искушения, апельсины в искусстве могут также просто олицетворять жизненную силу и восстанавливающие качества фруктов. Терпкий сок и яркий цвет апельсинов предполагают свежесть, омоложение и живительные свойства природы. Натюрморты часто уравновешивают перезрелые фрукты свежими апельсинами и цитронами, чтобы обыграть этот контраст между распадом и энергичной жизнью.
В портретах апельсин или цветок апельсина иногда включают как дань уважения хорошему здоровью и плодородному творчеству модели. Например, на автопортрете Клары Петерс 1611 года она изображена с веточкой цветка апельсина. Портрет женщины Винсента Ван Гога 1887 года включает свежие апельсины, что подразумевает, что объект такой же яркий и энергичный, как и фрукт.
На некоторых религиозных картинах Христос и Дева Мария изображены держащими апельсины или апельсиновые цветки как символы духовного восстановления, стойкости и вечной жизни на небесах. Целебная кровь Христа параллельна восстанавливающему соку внутри апельсина.
Помимо определенных символических значений, апельсины также привлекали художников своей чистой визуальной красотой. Яркий, теплый цвет обеспечивал интересные углы для теории цвета и контраста в натюрмортах и картинах с фруктами. Ямчатая, отражающая поверхность апельсиновой кожуры бросала вызов художникам, заинтересованным в воспроизведении текстур и световых эффектов. А мягкие округлые формы апельсинов приглашали к творческому выбору композиции.
В частности, после подъема импрессионизма и постимпрессионизма в 19 веке апельсины стали популярными объектами не только из-за своей цветовой символики, но и просто из-за своей эстетики. Такие художники, как Поль Сезанн, Анри Матисс, Винсент Ван Гог и Поль Гоген, создали запоминающиеся изображения апельсинов, которые демонстрировали новаторские методы живописи, не обязательно наполняя фрукты более глубоким смыслом. Яркий цвет и изменчивая форма апельсинов придавали им неизменную привлекательность в разных художественных течениях.
Помимо своей роли в натюрмортах и религиозных работах, апельсины появлялись в политическом искусстве как символы коллективной идентичности. Апельсиновые деревья и сами апельсины стали ассоциироваться с культурным национализмом и политической идеологией в некоторых контекстах.
Например, в Северной Ирландии апельсин стал мощным сектантским символом, связанным с Вильгельмом Оранским в протестантско-католических конфликтах 17 века. Изображение апельсинов на фресках или флагах передавало протестантскую юнионистскую идентичность. Политические значки и баннеры с оранжевой графикой по сей день несут культурное значение в Северной Ирландии.
В Израиле цитрусовая промышленность и апельсин Яффо стали связаны с движением социалистического сионизма и проектом по построению нации в начале 20 века. Художники восхваляли апельсиновые рощи в пропагандистских плакатах как выносливое новое общество, культивируемое в Израиле, создавая националистические образы, окружающие апельсиновый плод.
Подводя итог, можно сказать, что апельсины несли в себе разнообразные символические резонансы в истории искусства, начиная от богатства и экзотической роскоши до искушения и греховности, и заканчивая такими атрибутами, как восстановление, жизненная сила и простая эстетическая красота. Значение апельсина в художественных изображениях различается в разных культурах и эпохах в зависимости от таких характеристик, как цвет апельсина, его происхождение, сладость и круглая форма. Как динамичный символ, апельсин дает представление об изменении ценностей на протяжении столетий живописи, скульптуры и графического искусства. Рассмотрение того, как художники использовали апельсины в своих работах, проливает свет на более широкие культурные перспективы.
Символическое значение | Описание | Примеры произведений искусства |
---|---|---|
Природное изобилие | Апельсины как символы плодородия, плодовитости, изобилия | Натюрморт с апельсинами Виллема Класзона Хеды, 1634 год |
Богатство и экзотика | Апельсины олицетворяют роскошь, привилегии, светскость | Сцены элитных банкетов Осиаса Бирта; Натюрморт с хлебом и кондитерскими изделиями Георга Флегеля, 1637 |
Искушение | Апельсины, символизирующие запретное желание, развращение | Адам и Ева Лукаса Кранаха, 1526; Мысли о прошлом Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа, 1859 |
Жизненная сила | Апельсины, передающие свежесть, восстановление, энергию | Автопортрет Клары Питерс, 1615; Портрет женщины Ван Гога, 1887 |
Эстетика | Оценка апельсинов за цвет, форму, композицию | Натюрморт с яблоками и апельсинами Сезанна, 1899; Оранжевая скатерть Матисса, 1949 |
Политические символы | Апельсины используются для выражения национализма, идеологии | Североирландские фрески; Израильские плакаты о строительстве нации |