Джей Гэтсби, главный герой романа Ф. Скотта Фицджеральда 1925 года «Великий Гэтсби», — богатый и таинственный человек, который устраивает роскошные вечеринки в своем особняке в Уэст-Эгге, Лонг-Айленд. На протяжении всего романа Гэтсби раскрывается как романтический идеалист, который гонится за нереальной мечтой. Таким образом, он становится символом как экстравагантного процветания и беззаботного духа джазового века 1920-х годов, так и нереальной американской мечты, которая не может быть достигнута. Роскошный особняк Гэтсби, его красивые автомобили, его дорогая одежда и его роскошные вечеринки — все это символы его богатства и духа излишеств в Америке 1920-х годов. Однако подсказки о криминальных связях Гэтсби и его одержимости прошлым символизируют идею о том, что его богатство и статус были построены на иллюзии. В целом, ключевые символы, представляющие Джея Гэтсби в «Великом Гэтсби», следующие:
Роскошный особняк Гэтсби в Уэст-Эгге с видом на воду — один из важнейших символов романа. Особняк олицетворяет недавно приобретенное богатство Гэтсби, с его роскошными вечеринками и чрезмерным внутренним убранством, символизирующим чрезмерный дух джазового века. Однако дом — это всего лишь фасад — так же, как и большая часть личности Гэтсби — иллюзия. Фицджеральд описывает внешний вид как «фактическую имитацию какого-нибудь Hotel de Ville в Нормандии» с «башней с одной стороны, блестящей новизной под тонкой бородой из сырого плюща». Интерьер обставлен дорогим антиквариатом и имеет мраморный бассейн. Показной особняк Гэтсби символизирует его достижение американской мечты — по крайней мере, материально. Он поднялся из своего бедного прошлого, чтобы стать богатым, со всеми атрибутами богатства и статуса, окружающими его. Однако дом и его хаотичные вечеринки также представляют, как концепция мечты Гэтсби ошибочна и построена на иллюзии.
Роскошные автомобили Гэтсби также символизируют его богатство и привилегии. Он владеет редким, кремовым Rolls Royce — признаком чрезвычайного богатства в то время — а также автомобилем «цирковой фургон». Ник описывает Rolls Royce Гэтсби как «насыщенного кремового цвета, яркого от никеля, раздутого тут и там в своей чудовищной длине с торжествующими шляпными коробками, коробками для ужина и ящиками для инструментов, и украшенного лабиринтом ветровых стекол, которые отражали дюжину солнц». Показная роскошь автомобиля отражает самого Гэтсби, представляя кричащий и чрезмерный лоск, но с намеками на что-то преступное и лживое под поверхностью («чудовищная длина» и связь с нелегальным алкоголем с «ужин-боксами»). Автомобили, как и особняк, представляют, как Гэтсби достиг роскошной материальной версии американской мечты, хотя подоплёка может быть ложной.
Необычная одежда Гэтсби также представляет его богатство и желание принадлежать к высшему классу. Он носит дорогие костюмы, галстуки и обувь в последних стилях 1920-х годов. Например, на своей встрече с Дэйзи Гэтсби носит «великолепный розовый тряпичный костюм», который символизирует его волнение и уязвимость. Его розовый костюм говорит о том, что он на самом деле не вписывается в элиту Ист-Эгга, на которую он пытается произвести впечатление. Гэтсби также носит очки с совиными глазами, которые символизируют его постоянную потребность наблюдать и «видеть» вещи, особенно Дэйзи, на расстоянии. Его роскошный гардероб в целом символизирует то, что он «добился этого» в материальном плане, но смотрит на мир через розовые очки, не видя реальности.
Чрезмерно развратные вечеринки, которые Гэтсби устраивает в своем особняке, символизируют как изобилие, так и пустоту эпохи джаза. Вечеринки щедры и многочисленны, сотни гостей пьют, танцуют и веселятся без ограничений. Они олицетворяют молодость, яркость и бесконечные возможности, связанные с Америкой 1920-х годов. Однако вечеринки также изобилуют пьянством, сплетнями и вульгарностью. Никто из гостей, кажется, не знает Гэтсби и не заботится о нем — они просто хотят бесплатной еды, выпивки и развлечений. Это символизирует пустоту, таящуюся в высшем обществе эпохи джаза. Кроме того, гости из «новых денег» презирают вечеринки Гэтсби, даже когда посещают их, показывая, что он на самом деле не принадлежит к ним. В целом вечеринки показывают привлекательность видения Гэтсби богатства и статуса, но также и то, насколько пустым оно является по своей сути.
Зеленый свет, расположенный в конце причала Дэйзи, на который Гэтсби с тоской смотрит, является ключевым символом в романе. Зеленый свет олицетворяет надежды и мечты Гэтсби, в частности, его мечту о том, чтобы однажды воссоединиться с Дэйзи и иметь с ней будущее. Однако зеленый свет расположен по ту сторону залива на Ист-Эгге, показывая, насколько далекой и недоступной остается его мечта быть с Дэйзи. Зеленый цвет символизирует деньги, ревность и обещание весны, предполагая богатство, желание и надежду. Однако зеленый цвет также может символизировать болезнь или упадок, предвещая, как мечта Гэтсби ускользнет из его рук. В целом, зеленый свет символизирует грандиозные амбиции и тоскливую тоску Американской мечты, и то, как она удручающе недостижима для Гэтсби.
Мрачная, загрязненная Долина пепла, которая отделяет Уэст-Эгг от Нью-Йорка, олицетворяет моральный упадок и пустоту, скрывающиеся под кричащей внешностью общества эпохи джаза. Фицджеральд описывает Долину пепла как «заброшенную область земли», где «пепел растет, как пшеница», где «редкие дома» смотрят «на нас со своих меланхоличных холмов». Долина олицетворяет моральный упадок и бесцельность, таящиеся в американской жизни 1920-х годов. Хотя внешне эпоха джаза кажется полной блеска, гламура и процветания, на самом деле под поверхностью существует этическая пустошь, полная потерянных душ. Долина также символизирует то, как безрассудное стремление к богатству приводит к коррупции и краху. В целом, Долина пепла символизирует моральный и духовный упадок, который является результатом сосредоточения исключительно на пустом материализме, что и делает Гэтсби.
Гигантские, в очках, глаза доктора Т. Дж. Эклберга, которые смотрят с выцветшего рекламного щита в Долине пепла, символизируют глаза Бога, наблюдающего за моральным упадком общества. Глаза представляют собой высшую силу, глядящую вниз и осуждающую американское общество, которое теряет себя в пустом материализме и гедонистических удовольствиях. Глаза доктора Эклберга наблюдают за долиной, не вынося никакого осязаемого суждения, параллельно тому, как Бог наблюдает за своенравным обществом, самозабвенно гонящимся за богатством. Огромные глаза символизируют осознание того, что духовная нищета и упадок лежат под яркой поверхностью 1920-х годов. В целом, бдительные глаза доктора Эклберга символизируют вездесущее моральное суждение высшей силы, поскольку американское общество впадает в упадок.
Привычка Гэтсби составлять расписания, списки и записывать вещи в блокноты символизирует его попытку обрести контроль и порядок над своими желаниями и своей жизнью. Например, после новой встречи с Дэйзи Гэтсби составляет расписание, в котором подробно описываются его ритуалы для самосовершенствования. Кроме того, он показывает списки гостей вечеринки Нику и ведет записи о знаменитостях, которые посещали его вечеринки. Эти символы представляют собой попытку Гэтсби количественно оценить, классифицировать и обрести господство над своими мечтами о богатстве и изысканности. Однако тот факт, что Гэтсби никогда не придерживается этих расписаний, показывает, что они являются искусственным методом поддержания порядка. В конце концов, тщательные заметки Гэтсби бесплодны – они представляют тщетность его попыток контролировать судьбу и достичь своих нереалистичных амбиций только материальными средствами.
Подводя итог, можно сказать, что Джей Гэтсби в «Великом Гэтсби» выступает в качестве сосуда для ключевых символов, которые представляют американскую мечту, дух Америки эпохи джаза 1920-х годов и темы иллюзии против реальности. Его роскошный особняк, машины, одежда и вечеринки символизируют его достижение богатства и статуса, но также излишества и пустоту, скрывающиеся под поверхностью. Другие символы, такие как Долина пепла и глаза доктора Эклберга, представляют моральный упадок и утраченную духовность. А такие символы, как зеленый свет и графики Гэтсби, символизируют его нереалистичные амбиции и неспособность воссоздать прошлое. Благодаря этим многогранным символам персонаж Джея Гэтсби воплощает как заманчивые, романтические возможности, так и предельную поверхностность и невозможность американской мечты.
Источник | Ссылка |
---|---|
Фицджеральд, Ф. Скотт. Великий Гэтсби. Scribner, 1925. | Основной источник для анализа символов и персонажей. |
Каллахан, Джон Ф. «Развивающаяся американская мечта Ф. Скотта Фицджеральда: «Погоня за счастьем» в романах «Гэтсби», «Ночь нежна» и «Последний магнат». Литература двадцатого века, т. 42, № 1. 3, 1996, стр. 374–395. | Литературный анализ того, как изображение Фицджеральдом американской мечты развивалось на протяжении его творчества. |
Персон, Лиланд С. «Её история» и Дэйзи Бьюкенен. Американская литература, т. 50, № 2, 1978, стр. 250–257. | Феминистский анализ характера Дэйзи Бьюкенен и её отношения к Джею Гэтсби. |