«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда считается одним из величайших американских романов, когда-либо написанных. С момента публикации в 1925 году и книга, и ее обложка стали весьма символичными и проанализированными произведениями искусства. Оригинальная обложка книги, на которой изображено женское лицо на темно-синем фоне, была нарисована Фрэнсисом Кьюгатом. Загадочное, завораживающее лицо на небесном фоне на протяжении многих лет вызывало множество толкований о том, какой более глубокий смысл оно несло. Некоторые ключевые символические толкования знаменитой обложки включают женственность и идеализированные романтические представления, тьму, таящуюся под джазовым веком, суд или наблюдение высшей силы, а также глаза доктора Т. Дж. Эклберга, которые нависают над событиями в книге.
Глаза и рот нарисованного лица часто сравнивали с глазами Дэйзи Бьюкенен. Как объект желания и романтической одержимости Гэтсби, Дэйзи олицетворяет женственность, красоту, богатство и идеализированные романтические устремления. Чувства Гэтсби к Дэйзи раскрываются как основанные больше на его собственных мечтах и иллюзиях, чем на ее истинном «я». Гигантский взгляд, обозревающий события, может представлять Дэйзи как божество, которому Гэтсби поклоняется и которому приносит жертвы. Некоторые видят в воздушном синем фоне небеса, с которых Дэйзи и ее класс социально элитных людей образно смотрят на Гэтсби свысока и считают его недостойным.
Женственные губы также описываются как грустные и скорбные. Это может быть отсылкой к печали, которую Дэйзи чувствует в глубине души из-за предательства своей истинной любви к Гэтсби, выйдя замуж за Тома Бьюкенена. Это также предвещает трагические события, окружающие смерть Миртл, в которых Дэйзи играет роль. Некоторые интерпретируют печальное лицо как осознание Дэйзи разрушения и морального разложения, которые она и ее круг общения породили. Обложка одновременно отражает красоту Дэйзи и ее социальный статус, к которому стремится Гэтсби, а также ее скрытую печаль и виновность в трагедии истории.
Помимо представления Дэйзи, преследующие глаза, смотрящие на темно-синее ночное небо, часто анализируются как символ высшей силы, смотрящей вниз и осуждающей безнравственных персонажей и их экстравагантную, но бессмысленную жизнь. Глаза, кажется, проницательно всматриваются в души безрассудных тусовщиков эпохи джаза и все их притворство, обман и скрытое несчастье и пустоту.
Скорбное лицо на зловещем небесном фоне создает общее ощущение тьмы, таящейся под всем блеском и гламуром вечеринок Ревущих двадцатых. Десятилетие стало олицетворением дикой снисходительности, беззаботного упадка, освобождения и головокружительного оптимизма после Первой мировой войны. Однако Фицджеральд разоблачает легкомыслие и его окончательную пустоту через трагическую историю Гэтсби. Гигантские глаза, кажется, предвидят таящийся хаос, разврат и разрушение, которые скрывает все веселье. Так же, как печальные глаза знают о грядущих трагедиях, так и обложка передает сообщение о том, что не все так блестяще и ярко, как кажется в процветающей Америке.
Можно провести прямую связь между глазами на обложке и глазами доктора Т. Дж. Эклберга. Его изношенный рекламный щит изображает гигантскую пару наблюдающих глаз, нависших над бесплодной долиной пепла. Персонажи проходят под преследующим взглядом, путешествуя между Ист-Эггом и Уэст-Эггом и Нью-Йорком. Вездесущие глаза символизируют высшую силу морали, осуждающую порочные пути богатых элитных персонажей, которые небрежно проносятся мимо.
Эклберг мог бы представлять Бога, хотя Фицджеральд оставляет место для двусмысленности относительно того, символизируют ли глаза отсутствующего бога, наблюдающего бога или что-то еще. Различные интерпретации рассматривают глаза Эклберга как постоянное давление моральной совести, наблюдающей за человечеством. Рекламный щит «Потерянное зрение» также связан с темой поиска смысла в, казалось бы, бессмысленном современном мире. Печальные глаза на обложке перекликаются с глазами рекламного щита в тексте, причем оба изображения предупреждают о тьме за ослепительным светом разгула джазовой эпохи.
Завораживающая, знаковая обложка оригинального «Великого Гэтсби» вызывает множество символических значений. Гигантские глаза и рот часто ассоциировались с Дэйзи Бьюкенен, представляя идеализированные, но трагические романтические представления, а также осуждающий элитный класс, смотрящий свысока на аутсайдеров, таких как Гэтсби. Печальное женское лицо на темном и небесно-голубом фоне передает тьму, хаос и суд, таящиеся за фасадом процветания и вечеринок 1920-х годов. Можно провести параллели между глазами на обложке и глазами на рекламном щите доктора Т. Дж. Эклберга, которые наблюдают за безнравственными персонажами как напоминание о совести, морали и смысле за пределами упадка времени. Почти столетие спустя после публикации и шедевр Фицджеральда, и его знаменитая оригинальная обложка продолжают анализироваться на предмет их символического значения.