Зеленый цвет богат символикой и значением в Библии. Зеленый цвет олицетворяет жизнь, рост, природу и плодородие. Это цвет травы, деревьев и растений — живых существ, которые растут под опекой Бога. Зеленый также означает процветание, надежду, здоровье и восстановление. По мере того, как мы исследуем, что представляет собой зеленый цвет в Писании, мы откроем множество духовных истин, которым Бог хочет научить нас через этот яркий цвет.
В Библии зеленый цвет обычно ассоциируется с жизнью и ростом. После Потопа в Книге Бытия Бог пообещал Ною, что время сеяния и сбора урожая никогда не прекратится, пока существует земля (Быт. 8:22). «Зеленая трава» была дана в пищу человеку и животным (Быт. 1:30). Позже, в Исходе, израильтяне жаждали «зеленых» овощей, которые они ели в Египте (Исх. 11:5).
Зеленые побеги, пробивающиеся из земли, знаменуют приход весны — сезона новой жизни после зимнего покоя. Как писал царь Давид, «вырастают пастбища пустыни, и трава после дождя обильно произрастает» (Псалом 71:6). Трава и другая растительность зависят от дождя, чтобы способствовать росту. Зеленый цвет визуально представляет собой цикл покоя, уступающий место жизни.
| Бытие 1:30 | А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. |
| Псалом 71:6 | Он сойдет, как дождь на скошенную траву, как ливни, поливающие землю. |
В пророчестве цветение зеленых деревьев и травы символизирует духовное процветание народа Божьего, когда воцарится Мессия. Исаия предсказал время, когда «пустыня станет садом, а сад будет считаться лесом» (Исаия 29:17). У Иезекииля было видение великолепного храма с пальмами и деревьями, «листья которых не увянут, и плоды их не увянут. Они будут приносить плод каждый месяц, потому что вода их течет из святилища. Плоды их будут употребляться в пищу, а листья — на врачевание» (Иезекиль 47:12). Зелень деревьев олицетворяет живительную воду, текущую от присутствия Бога.
В сухом, засушливом климате, таком как в Израиле, цветущий зеленый ландшафт был признаком процветания и изобилия. Колено Гада решило поселиться на плодородной, хорошо орошаемой земле к востоку от Иордана, в регионе, «хорошем для скота и богатом зелеными пажитями» (Числа 32:1-5). Пастбища и поля, которые оставались зелеными круглый год благодаря обильным дождям и орошению, иллюстрировали Божье обеспечение Своего народа. Как сказал Моисей израильтянам: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю с потоками вод, источниками и глубокими источниками, текущими по долинам и горам, в землю пшеницы, ячменя, виноградных лоз, смокв и гранатовых деревьев, в землю оливкового масла и меда, в землю, где без недостатка будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь нуждаться…» (Втор. 8:7-9)
| Числа 32:1,4 | У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых было весьма много скота; и когда они увидели землю Иазер и землю Галаад, то вот, место это было место для скота… Земля, которую поразил Господь пред обществом Израилевым, есть земля для скота, и у рабов твоих есть скот; |
| Второзаконие 8:8 | Земля пшеницы, ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатовых деревьев; земля оливкового масла и меда; |
Процветание, которое представляли зеленые пастбища, привело к тому, что фраза «зеленые пастбища» стала синонимом обильного Божьего благословения и обеспечения. Как провозгласил Давид: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на зеленых пажитях, водит меня к водам тихим» (Псалом 22:1-2). Так же, как пастух ведет своих овец к цветущим полям, Бог обещает привести Свой народ к наслаждению богатством Его благословений.
Из-за своей связи с жизнью и ростом зеленый цвет приобрел коннотации исцеления и восстановления в Писании. Когда Бог вынес приговор земле посредством потопа, Он показал Ною зеленый оливковый лист как первый знак зарождающейся новой жизни на земле (Быт. 8:11). Оливковые деревья были важным источником пищи, топлива и масла — оливковый лист символизировал обновление земли.
Псалмы описывают восстановление Богом Израиля, используя образы зеленого цветения: «Ты посещаешь землю и напояешь ее обильно, Ты весьма обогащаешь ее. Река Божия полноводна; Ты даешь хлеб ее, ибо Ты уготовляешь землю. Ты обильно орошаешь борозды ее, упрочиваешь гребни ее, смягчаешь ее ливнями и благословляешь ростки ее. Ты венчаешь год благостью Твоею, и стези Твои изливаются туком» (Пс. 64:9-11). Подобно тому, как Бог посылает дождь, чтобы обновить землю, Он духовно возрождает и восстанавливает Свой народ.
| Бытие 8:11 | Голубь возвратился к нему вечером, и вот, свежий масличный лист во рту у него; и Ной узнал, что вода сошла с земли. |
| Псалом 64:9-11 | Ты посещаешь землю и напояешь ее; Ты весьма обогащаешь ее рекою Божиею, которая полноводна; Ты заготовляешь им хлеб, когда Ты так заботишься о ней. Ты обильно поливаешь хребты ее, упорядочиваешь борозды ее, смягчаешь ее ливнями, благословляешь источники ее. |
Пророки также использовали образ зеленых деревьев, прорастающих из пней, чтобы символизировать восстановление Израиля после плена. «Ибо как дни дерева, так будут дни народа Моего, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Исаия 65:22). Народ Божий будет возрожден, как дерево, вырастающее заново после срубления.
Зеленый цвет — это цвет травы, листвы и деревьев — живых растений, которым для выживания нужна регулярная вода. В Писании вода часто символизирует освежающую, обновляющую работу Святого Духа. Иисус сказал: «Кто верует в Меня… из чрева его потекут реки воды живой». (Иоанна 7:38). Псалмопевец сравнил душу, процветающую в Боге, с «хорошо политым садом» (Псалом 57:10). Цветущий зеленый сад или ландшафт олицетворяют освежение и жизненную силу, которые приносит Дух.
Зеленые луга и пастбища, на которые Бог ведет Своих овец в Псалме 23, вызывают в памяти образы жизни, питаемой Духом. Так же, как зеленая трава и деревья нуждаются в питательном дожде, верующим необходимо обновляющее присутствие Духа, чтобы испытать изобильную жизнь, которую задумал Бог. Как писал Павел, «если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8:11). Живительная сила Духа способствует росту и плодоношению.
| Псалом 57:10 | Я — как зеленеющая маслина в доме Божием. Уповаю на неизменную любовь Божию во веки веков. |
| Римлянам 8:11 | Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. |
Тесно связанный с понятиями жизни и роста, зеленый цвет также обозначает свежесть, силу и бодрость во всем Писании. В книге Иова лицемер, многословно поучающий других, описывается как «растение, растущее на плодородной почве, беспечное при обильных водах, простирающее свои ветви по саду» (Иов 8:16). Зеленая свежесть растения отражает ложную внешнюю жизненную силу лицемера. Иеремия сетует, что даже морские чудовища и птицы кажутся более энергичными, чем народ Божий: «Аист под небом знает время перелета своего, горлица, стриж и дрозд соблюдают время возвращения своего. А народ Мой не знает постановления Господня» (Иер 8:7).
Зеленый цвет отмечает не только внешнюю силу, но и внутреннюю духовную жизненную силу. В Псалмах говорится о «зеленении» и «цветении» в старости как о благословении для тех, кто живет праведно: «Праведник цветет, как пальма, возвышается, как кедр на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они будут приносить плод и в старости; они будут полны сока и зелены» (Псалом 91:12-14). Даже когда их внешние тела приходят в упадок, благочестивые сохраняют живой дух, питаемый присутствием Божьим. Их свежесть отражает близкое общение с Господом.
| Иов 8:16 | Он — свежее растение перед солнцем, и ветви его распространяются по саду его. |
| Псалом 91:12-14 | Праведник цветет, как пальма, возвышается, как кедр на Ливане. Насажденные в доме Господнем, цветут во дворах Бога нашего. Они будут приносить плод и в старости; они будут тучны и цветущи; |
Хотя часто зеленый цвет и положительный, в некоторых контекстах он несет в себе коннотации незрелости и неопытности. Когда Моисей назвал себя косноязычным, Бог спросил его: «Кто дает устам человека? Кто делает его немым или глухим, зрячим или слепым? Не Я ли, Господь? Теперь иди! Я буду при устах твоих и научу тебя, что говорить» (Исход 4:11-12). Бог снарядил Моисея для лидерства, несмотря на его неуверенность. Точно так же Давид был встревожен, когда увидел «румяного и светлоглазого» Голиафа, когда он был еще молод и зелен (1 Царств 17:42). Но Бог позволил Давиду победить великана, несмотря на его юность.
Павел увещевал коринфскую церковь не быть детьми в понимании, но младенцами во зле (1 Кор 14:20). Их недостаток духовной зрелости сдерживал их рост. Так же, как зеленое дерево незрелое, мягкое и податливое по сравнению с выдержанным, коринфянам нужно было укрепиться в своей вере. Чтобы стать духовно «зеленым», требуется вырасти из поверхностной веры в зрелое подобие Христу. Это созревание происходит постепенно, как описал Павел: «И мы все открытым лицем, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от одной степени славы в другую» (2 Кор. 3:18). Наши несовершенства очищаются через более ясное видение Бога.
| Исход 4:11-12 | И сказал ему Господь: кто дал уста человеку? кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». |
| 1 Кор. 14:20 | Братья, не будьте младенцами по уму вашему. Будьте младенцами во зле, но в мыслях будьте зрелыми. |
Мы исследовали, как зеленый цвет представляет жизнь и рост в общем смысле на протяжении всего Писания. Этот символизм достигает своей точки каждую весну, когда зеленые побеги и трава сигнализируют о пробуждении земли после мертвой зимы. Ежегодное возвращение зеленой растительности иллюстрирует обновление, напоминая нам о верности Бога в трудные времена. «Во все дни, пока существует земля, сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:22).
Распускание нежных новых листьев также предполагает начало нового периода после периода покоя или суда. Когда Ной хотел определить, отступают ли воды потопа, он выпустил голубя, который вернулся с оливковым листом в клюве (Бытие 8:11). Этот зеленый лист сигнализировал о том, что растительная жизнь возрождается – новые начинания прорастали после разрушительного потопа.
Иезекииль сравнил изгнание и восстановление Израиля с сезонами голых деревьев, которые прорастают свежими побегами: «Сын человеческий! говори дому Израилеву и скажи им, что так говорит Господь Бог: вот, Я оскверню святилище Мое, гордость могущества вашего, усладу очей ваших и желание сердца вашего; и сыновья и дочери ваши, которых вы оставите, падут от меча» (Иезекииль 24:21). Но после «зимы» Божьего наказания Он обещал: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и введу вас в землю вашу, и окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь. И очищу вас от всех нечистот ваших и от всех идолов ваших» (Иезекииль 36:24,25). Свежий рост весной символизирует новые начинания и восстановление после испытаний.
| Бытие 8:11 | Голубь возвратился к нему вечером, и вот, свежий масличный лист во рту у него. И Ной узнал, что вода сошла с земли. |
| Иезекииль 24:21 | Скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я оскверню святилище Мое, превосходную силу вашу, желание очей ваших и то, чего жалеет душа ваша, и вы ... и сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча. |
| Иезекиль 36:24-25 | Ибо Я возьму вас из среды народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. |
Хотя часто это и позитивно, Писание также использует зеленый цвет для обозначения временного процветания ложной религии. Псалом 36 предостерегает от зависти к процветанию «злодеев», которые «скоро увянут, как трава, и засохнут, как посаженное растение» (ст. 1-2). Их внешняя зелень противоречит внутреннему упадку. Подобно сорнякам, которые быстро прорастают, но не имеют глубоких корней, ложные религии, по-видимому, процветают в течение некоторого времени, но в конечном итоге увядают.
Пророк Осия сравнил своенравный Израиль с ненасытной виноградной лозой, которая пышно разрастается, но не приносит плода: «Израиль — пышная виноградная лоза, которая сама производит плод; чем больше у него плодов, тем больше жертвенников он поставил; тем богаче земля его, тем лучше он поставил священные столбы. Сердце их неверно; теперь они должны понести вину свою» (Ос. 10:1-2). Впечатляющая внешняя демонстрация Израиля сошла бы на нет, потому что она была основана на неверности.
В Иеремии Господь сетовал на непочтительность Своего народа: «Они отвернулись от Меня спиной, а не лицом. Хотя Я учил их снова и снова, они не слушают и не принимают наказания. Они поставили мерзких идолов своих в доме, над которым висит имя Мое, чтобы осквернить его. Они построили высоты Ваалу в долине Енномовой, чтобы проводить своих сыновей и дочерей через огонь Молоху, чего Я им не повелевал. Я никогда не допускал мысли, что они делают эту мерзость, заставляя Иуду грешить!» (Иер. 32:33-35). В суде Бог положит конец их религиозным празднованиям: «И вознаградит земля за субботние годы свои во все дни запустения своего... Она отдохнет и вознаградит за субботние годы свои» (Лев. 26:34-35). Их ложное поклонение будет срублено в расцвете сил, как растительность, выжженная зноем (Ис. 1:30-31).
| Псалом 37:1-2 | Не негодуй на злодеев и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они скоро будут скошены, как трава, и увянут, как зеленеющий злак. |
| Иеремия 32:33-35 | И они обратились ко Мне спиною, а не лицем; хотя Я учил их, вставая с раннего утра и уча их, но они не слушали, чтобы принять наставление. Но поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его. И устроили высоты Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить сыновей своих и дочерей своих чрез огонь Молоху; чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. |
Во всем Писании зеленый цвет приобретает богатое духовное значение. Обычно он символизирует жизнь, рост, здоровье и восстановление — образы процветания под Божьей заботой. Зеленый цвет также означает духовное процветание, зрелость и жизненную силу, производимую Святым Духом.