Что символизирует зеленый цвет с точки зрения Библии?

Зеленый цвет богат символикой и значением в Библии. Зеленый цвет олицетворяет жизнь, рост, природу и плодородие. Это цвет травы, деревьев и растений — живых существ, которые растут под опекой Бога. Зеленый также означает процветание, надежду, здоровье и восстановление. По мере того, как мы исследуем, что представляет собой зеленый цвет в Писании, мы откроем множество духовных истин, которым Бог хочет научить нас через этот яркий цвет.

Зеленый цвет олицетворяет жизнь и рост

В Библии зеленый цвет обычно ассоциируется с жизнью и ростом. После Потопа в Книге Бытия Бог пообещал Ною, что время сеяния и сбора урожая никогда не прекратится, пока существует земля (Быт. 8:22). «Зеленая трава» была дана в пищу человеку и животным (Быт. 1:30). Позже, в Исходе, израильтяне жаждали «зеленых» овощей, которые они ели в Египте (Исх. 11:5).

Зеленые побеги, пробивающиеся из земли, знаменуют приход весны — сезона новой жизни после зимнего покоя. Как писал царь Давид, «вырастают пастбища пустыни, и трава после дождя обильно произрастает» (Псалом 71:6). Трава и другая растительность зависят от дождя, чтобы способствовать росту. Зеленый цвет визуально представляет собой цикл покоя, уступающий место жизни.

Бытие 1:30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Псалом 71:6 Он сойдет, как дождь на скошенную траву, как ливни, поливающие землю.

В пророчестве цветение зеленых деревьев и травы символизирует духовное процветание народа Божьего, когда воцарится Мессия. Исаия предсказал время, когда «пустыня станет садом, а сад будет считаться лесом» (Исаия 29:17). У Иезекииля было видение великолепного храма с пальмами и деревьями, «листья которых не увянут, и плоды их не увянут. Они будут приносить плод каждый месяц, потому что вода их течет из святилища. Плоды их будут употребляться в пищу, а листья — на врачевание» (Иезекиль 47:12). Зелень деревьев олицетворяет живительную воду, текущую от присутствия Бога.

Зелень символизирует процветание и изобилие

В сухом, засушливом климате, таком как в Израиле, цветущий зеленый ландшафт был признаком процветания и изобилия. Колено Гада решило поселиться на плодородной, хорошо орошаемой земле к востоку от Иордана, в регионе, «хорошем для скота и богатом зелеными пажитями» (Числа 32:1-5). Пастбища и поля, которые оставались зелеными круглый год благодаря обильным дождям и орошению, иллюстрировали Божье обеспечение Своего народа. Как сказал Моисей израильтянам: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю с потоками вод, источниками и глубокими источниками, текущими по долинам и горам, в землю пшеницы, ячменя, виноградных лоз, смокв и гранатовых деревьев, в землю оливкового масла и меда, в землю, где без недостатка будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь нуждаться…» (Втор. 8:7-9)

Числа 32:1,4 У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых было весьма много скота; и когда они увидели землю Иазер и землю Галаад, то вот, место это было место для скота… Земля, которую поразил Господь пред обществом Израилевым, есть земля для скота, и у рабов твоих есть скот;
Второзаконие 8:8 Земля пшеницы, ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатовых деревьев; земля оливкового масла и меда;

Процветание, которое представляли зеленые пастбища, привело к тому, что фраза «зеленые пастбища» стала синонимом обильного Божьего благословения и обеспечения. Как провозгласил Давид: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на зеленых пажитях, водит меня к водам тихим» (Псалом 22:1-2). Так же, как пастух ведет своих овец к цветущим полям, Бог обещает привести Свой народ к наслаждению богатством Его благословений.

Зеленый цвет обозначает исцеление и восстановление

Из-за своей связи с жизнью и ростом зеленый цвет приобрел коннотации исцеления и восстановления в Писании. Когда Бог вынес приговор земле посредством потопа, Он показал Ною зеленый оливковый лист как первый знак зарождающейся новой жизни на земле (Быт. 8:11). Оливковые деревья были важным источником пищи, топлива и масла — оливковый лист символизировал обновление земли.

Псалмы описывают восстановление Богом Израиля, используя образы зеленого цветения: «Ты посещаешь землю и напояешь ее обильно, Ты весьма обогащаешь ее. Река Божия полноводна; Ты даешь хлеб ее, ибо Ты уготовляешь землю. Ты обильно орошаешь борозды ее, упрочиваешь гребни ее, смягчаешь ее ливнями и благословляешь ростки ее. Ты венчаешь год благостью Твоею, и стези Твои изливаются туком» (Пс. 64:9-11). Подобно тому, как Бог посылает дождь, чтобы обновить землю, Он духовно возрождает и восстанавливает Свой народ.

Бытие 8:11 Голубь возвратился к нему вечером, и вот, свежий масличный лист во рту у него; и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Псалом 64:9-11 Ты посещаешь землю и напояешь ее; Ты весьма обогащаешь ее рекою Божиею, которая полноводна; Ты заготовляешь им хлеб, когда Ты так заботишься о ней. Ты обильно поливаешь хребты ее, упорядочиваешь борозды ее, смягчаешь ее ливнями, благословляешь источники ее.

Пророки также использовали образ зеленых деревьев, прорастающих из пней, чтобы символизировать восстановление Израиля после плена. «Ибо как дни дерева, так будут дни народа Моего, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Исаия 65:22). Народ Божий будет возрожден, как дерево, вырастающее заново после срубления.

Зеленый цвет символизирует освежение Духа

Зеленый цвет — это цвет травы, листвы и деревьев — живых растений, которым для выживания нужна регулярная вода. В Писании вода часто символизирует освежающую, обновляющую работу Святого Духа. Иисус сказал: «Кто верует в Меня… из чрева его потекут реки воды живой». (Иоанна 7:38). Псалмопевец сравнил душу, процветающую в Боге, с «хорошо политым садом» (Псалом 57:10). Цветущий зеленый сад или ландшафт олицетворяют освежение и жизненную силу, которые приносит Дух.

Зеленые луга и пастбища, на которые Бог ведет Своих овец в Псалме 23, вызывают в памяти образы жизни, питаемой Духом. Так же, как зеленая трава и деревья нуждаются в питательном дожде, верующим необходимо обновляющее присутствие Духа, чтобы испытать изобильную жизнь, которую задумал Бог. Как писал Павел, «если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8:11). Живительная сила Духа способствует росту и плодоношению.

Псалом 57:10 Я — как зеленеющая маслина в доме Божием. Уповаю на неизменную любовь Божию во веки веков.
Римлянам 8:11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

Зеленый цвет олицетворяет свежесть и бодрость

Тесно связанный с понятиями жизни и роста, зеленый цвет также обозначает свежесть, силу и бодрость во всем Писании. В книге Иова лицемер, многословно поучающий других, описывается как «растение, растущее на плодородной почве, беспечное при обильных водах, простирающее свои ветви по саду» (Иов 8:16). Зеленая свежесть растения отражает ложную внешнюю жизненную силу лицемера. Иеремия сетует, что даже морские чудовища и птицы кажутся более энергичными, чем народ Божий: «Аист под небом знает время перелета своего, горлица, стриж и дрозд соблюдают время возвращения своего. А народ Мой не знает постановления Господня» (Иер 8:7).

Зеленый цвет отмечает не только внешнюю силу, но и внутреннюю духовную жизненную силу. В Псалмах говорится о «зеленении» и «цветении» в старости как о благословении для тех, кто живет праведно: «Праведник цветет, как пальма, возвышается, как кедр на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они будут приносить плод и в старости; они будут полны сока и зелены» (Псалом 91:12-14). Даже когда их внешние тела приходят в упадок, благочестивые сохраняют живой дух, питаемый присутствием Божьим. Их свежесть отражает близкое общение с Господом.

Иов 8:16 Он — свежее растение перед солнцем, и ветви его распространяются по саду его.
Псалом 91:12-14 Праведник цветет, как пальма, возвышается, как кедр на Ливане. Насажденные в доме Господнем, цветут во дворах Бога нашего. Они будут приносить плод и в старости; они будут тучны и цветущи;

Зеленый цвет олицетворяет незрелость

Хотя часто зеленый цвет и положительный, в некоторых контекстах он несет в себе коннотации незрелости и неопытности. Когда Моисей назвал себя косноязычным, Бог спросил его: «Кто дает устам человека? Кто делает его немым или глухим, зрячим или слепым? Не Я ли, Господь? Теперь иди! Я буду при устах твоих и научу тебя, что говорить» (Исход 4:11-12). Бог снарядил Моисея для лидерства, несмотря на его неуверенность. Точно так же Давид был встревожен, когда увидел «румяного и светлоглазого» Голиафа, когда он был еще молод и зелен (1 Царств 17:42). Но Бог позволил Давиду победить великана, несмотря на его юность.

Павел увещевал коринфскую церковь не быть детьми в понимании, но младенцами во зле (1 Кор 14:20). Их недостаток духовной зрелости сдерживал их рост. Так же, как зеленое дерево незрелое, мягкое и податливое по сравнению с выдержанным, коринфянам нужно было укрепиться в своей вере. Чтобы стать духовно «зеленым», требуется вырасти из поверхностной веры в зрелое подобие Христу. Это созревание происходит постепенно, как описал Павел: «И мы все открытым лицем, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от одной степени славы в другую» (2 Кор. 3:18). Наши несовершенства очищаются через более ясное видение Бога.

Исход 4:11-12 И сказал ему Господь: кто дал уста человеку? кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить».
1 Кор. 14:20 Братья, не будьте младенцами по уму вашему. Будьте младенцами во зле, но в мыслях будьте зрелыми.

Зеленый цвет обозначает весну и новую жизнь

Мы исследовали, как зеленый цвет представляет жизнь и рост в общем смысле на протяжении всего Писания. Этот символизм достигает своей точки каждую весну, когда зеленые побеги и трава сигнализируют о пробуждении земли после мертвой зимы. Ежегодное возвращение зеленой растительности иллюстрирует обновление, напоминая нам о верности Бога в трудные времена. «Во все дни, пока существует земля, сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:22).

Распускание нежных новых листьев также предполагает начало нового периода после периода покоя или суда. Когда Ной хотел определить, отступают ли воды потопа, он выпустил голубя, который вернулся с оливковым листом в клюве (Бытие 8:11). Этот зеленый лист сигнализировал о том, что растительная жизнь возрождается – новые начинания прорастали после разрушительного потопа.

Иезекииль сравнил изгнание и восстановление Израиля с сезонами голых деревьев, которые прорастают свежими побегами: «Сын человеческий! говори дому Израилеву и скажи им, что так говорит Господь Бог: вот, Я оскверню святилище Мое, гордость могущества вашего, усладу очей ваших и желание сердца вашего; и сыновья и дочери ваши, которых вы оставите, падут от меча» (Иезекииль 24:21). Но после «зимы» Божьего наказания Он обещал: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и введу вас в землю вашу, и окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь. И очищу вас от всех нечистот ваших и от всех идолов ваших» (Иезекииль 36:24,25). Свежий рост весной символизирует новые начинания и восстановление после испытаний.

Бытие 8:11 Голубь возвратился к нему вечером, и вот, свежий масличный лист во рту у него. И Ной узнал, что вода сошла с земли.
Иезекииль 24:21 Скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я оскверню святилище Мое, превосходную силу вашу, желание очей ваших и то, чего жалеет душа ваша, и вы ... и сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча.
Иезекиль 36:24-25 Ибо Я возьму вас из среды народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.

Зеленый цвет представляет ложную религию

Хотя часто это и позитивно, Писание также использует зеленый цвет для обозначения временного процветания ложной религии. Псалом 36 предостерегает от зависти к процветанию «злодеев», которые «скоро увянут, как трава, и засохнут, как посаженное растение» (ст. 1-2). Их внешняя зелень противоречит внутреннему упадку. Подобно сорнякам, которые быстро прорастают, но не имеют глубоких корней, ложные религии, по-видимому, процветают в течение некоторого времени, но в конечном итоге увядают.

Пророк Осия сравнил своенравный Израиль с ненасытной виноградной лозой, которая пышно разрастается, но не приносит плода: «Израиль — пышная виноградная лоза, которая сама производит плод; чем больше у него плодов, тем больше жертвенников он поставил; тем богаче земля его, тем лучше он поставил священные столбы. Сердце их неверно; теперь они должны понести вину свою» (Ос. 10:1-2). Впечатляющая внешняя демонстрация Израиля сошла бы на нет, потому что она была основана на неверности.

В Иеремии Господь сетовал на непочтительность Своего народа: «Они отвернулись от Меня спиной, а не лицом. Хотя Я учил их снова и снова, они не слушают и не принимают наказания. Они поставили мерзких идолов своих в доме, над которым висит имя Мое, чтобы осквернить его. Они построили высоты Ваалу в долине Енномовой, чтобы проводить своих сыновей и дочерей через огонь Молоху, чего Я им не повелевал. Я никогда не допускал мысли, что они делают эту мерзость, заставляя Иуду грешить!» (Иер. 32:33-35). В суде Бог положит конец их религиозным празднованиям: «И вознаградит земля за субботние годы свои во все дни запустения своего... Она отдохнет и вознаградит за субботние годы свои» (Лев. 26:34-35). Их ложное поклонение будет срублено в расцвете сил, как растительность, выжженная зноем (Ис. 1:30-31).

Псалом 37:1-2 Не негодуй на злодеев и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они скоро будут скошены, как трава, и увянут, как зеленеющий злак.
Иеремия 32:33-35 И они обратились ко Мне спиною, а не лицем; хотя Я учил их, вставая с раннего утра и уча их, но они не слушали, чтобы принять наставление. Но поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его. И устроили высоты Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить сыновей своих и дочерей своих чрез огонь Молоху; чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.

Заключение

Во всем Писании зеленый цвет приобретает богатое духовное значение. Обычно он символизирует жизнь, рост, здоровье и восстановление — образы процветания под Божьей заботой. Зеленый цвет также означает духовное процветание, зрелость и жизненную силу, производимую Святым Духом.