Черные стихи относятся к поэзии, написанной черными людьми и часто о них. Некоторые ключевые характеристики черных стихов включают темы, связанные с расовой идентичностью, дискриминацией, угнетением, свободой и прославлением черной культуры. Хотя термин «черные стихи» в целом относится к поэзии черных писателей, в этом жанре есть несколько более конкретных категорий.
Черная поэзия берет свое начало в устных традициях и духовных песнях во времена рабства в Америке. Порабощенные люди использовали поэзию и песни, чтобы выразить свою боль, веру и надежды на свободу. После эмансипации Гарлемский ренессанс начала 1900-х годов стал расцветом афроамериканской литературы и искусства, возглавляемым такими поэтами, как Лэнгстон Хьюз и Каунти Каллен. Движение черного искусства, начавшееся в 1960-х годах, продвигало поэзию и другие виды искусства как инструменты для достижения социальных и политических целей. Среди выдающихся поэтов этого времени были Гвендолин Брукс, Амири Барака и Соня Санчес.
Хотя черные поэмы охватывают разнообразие стилей и тем, некоторые общие темы часто возникают в разные эпохи и у разных авторов. К ним относятся:
– Выражение гордости чернокожих и прославление афроамериканской культуры и идентичности
– Изучение сложностей, связанных с расовой, культурной и национальной идентичностью
– Описание опыта расизма, предрассудков и угнетения
– Призывы к социальной справедливости и расширению прав и возможностей
– Дань уважения лидерам в истории чернокожих и движению за гражданские права
– Использование ритмического языка, синкопы, призыва и ответа, обозначения и других риторических приемов, заимствованных из африканских традиций
В черной поэзии можно найти множество различных поэтических стилей и жанров, часто сочетающих в себе влияния традиционных африканских устных форм и западных литературных приемов. Некоторые ключевые жанры включают в себя:
– Устное слово: Перформативная поэзия, предназначенная для живых чтений, как правило, с ритмичной подачей. Связана с движением Black Arts и продолжается сегодня через поэтические слэмы.
– Джазовая поэзия: Поэзия, включающая ритм, импровизацию и синкопирование джазовой музыки. Ранними примерами являются блюзовые и джазовые поэмы Лэнгстона Хьюза.
– Эпическая: Длинные повествовательные поэмы на серьезные темы, такие как история, героизм и глубокие мысли. «Улица в Бронзевилле» Гвендолин Брукс дает эпический взгляд на жизнь в черном районе.
– Лирическая: Короткие музыкальные поэмы, часто исследующие эмоции, любовь, природу и смерть. Распространены в Гарлемском ренессансе, как в поэме Каунти Каллена «Наследие».
– Протест: Стихи, реагирующие на расовую несправедливость и призванные вдохновлять на перемены. Основные примеры включают работы Амири Бараки, Сони Санчес и Движение черного искусства.
Жанр | Основные характеристики | Примеры поэтов |
---|---|---|
Разговорное слово | Ритмичный, перформативный | Амири Барака |
Джазовая поэзия | Импровизационный, синкопированный ритм | Лэнгстон Хьюз |
Эпический | Длинная, повествовательная форма | Гвендолин Брукс |
Лирический | Музыкальный, эмоциональный | Каунти Каллен |
Протест | Вдохновляя социальные перемены | Соня Санчес |
Многие блестящие поэты внесли свой вклад в традицию черной поэзии на протяжении веков. Вот некоторые из наиболее влиятельных:
– Филлис Уитли (ок. 1753-1784): Одна из первых опубликованных афроамериканских поэтов. Будучи пойманной в рабство в детстве, она писала стихи о природе, религии и морали.
– Лэнгстон Хьюз (1902-1967): Лидер Гарлемского Возрождения, известный своими яркими портретами жизни и культуры черных в стихотворениях, романах, пьесах и многом другом.
– Гвендолин Брукс (1917-2000): Первая чернокожая писательница, получившая Пулитцеровскую премию, Брукс освещала опыт чернокожих, особенно женщин рабочего класса в южной части Чикаго.
– Амири Барака (1934-2014): Революционный поэт и драматург, связанный с Движением за черное искусство. Он исследовал черную идентичность и отстаивал афроамериканскую культуру и расширение прав и возможностей.
– Одри Лорд (1934-1992): Пионерская чернокожая лесбиянка-феминистка, которая занималась вопросами сексуальности, гендера, расы и других пересечений идентичности.
– Майя Энджелоу (1928-2014): В чрезвычайно популярных автобиографических поэмах, таких как «Я знаю, почему поет птица в клетке», Энджелоу опиралась на мотивы, народные формы и темы черной устной традиции.
Черная поэзия дала мощный голос опыту чернокожих американцев с колониальных времен до наших дней. Свидетельствуя о рабстве и угнетении или радостно прославляя афроамериканскую культуру, черные поэты во многих эпохах и стилях исследовали идентичность, требовали справедливости и создавали красоту. Эта богатая традиция продолжает развиваться сегодня благодаря художникам, расширяющимся в новые формы, такие как хип-хоп и слэм-поэзия, опираясь на наследие прошлых поколений. По своей сути черная поэзия выражает как борьбу, так и триумф человеческого духа.