Синий цвет, который можно увидеть на многих известных китайских фарфоровых изделиях, известен как «сине-белый фарфор» или «подглазурный синий фарфор». Этот отличительный кобальтово-синий цвет стал культовым и синонимичным китайскому фарфору. Но откуда взялся этот яркий синий цвет?
Используемый синий пигмент — оксид кобальта, полученный из минерала кобальта. Соединения кобальта использовались для создания синего цвета в керамике и стекле на протяжении тысяч лет не только в Китае, но и на Ближнем Востоке и в Египте. Однако китайские гончары смогли усовершенствовать и усовершенствовать использование кобальтового пигмента в фарфоре, чтобы добиться желаемых синих тонов, которые были стабильны при высоких температурах печи.
Некоторые ключевые вопросы, касающиеся синего цвета в китайском фарфоре, включают:
– Какова история и происхождение используемого синего пигмента?
– Как и почему он стал настолько распространенным в китайском фарфоре?
– Какие методы производства и обжига позволяют добиться яркого синего цвета?
– Каковы уникальные свойства и химия кобальтового пигмента, которые позволяют его использовать?
В этой статье мы рассмотрим увлекательную историю, химию и значение любимых сине-белых изделий Китая.
Использование синего пигмента в керамических глазурях насчитывает тысячи лет. Самые ранние известные примеры относятся к Древнему Египту и Ближнему Востоку около 2500 г. до н. э. Соединения кобальта использовались для создания синего стекла еще в бронзовом веке, около 5000 лет назад.
В Китае украшения кобальтовым синим начали появляться на керамике во времена династии Тан (618-906 гг. н. э.). Украшенные изделия Тан включали синюю роспись или гравировку с синим контуром. Яркий синий цвет смело выделялся на белом фоне фарфора.
Техника использования узоров кобальтовым синим под прозрачной глазурью была усовершенствована во времена династии Юань (1271–1368 гг.). Это позволило украшениям кобальтовым синим оставаться четкими и яркими по сравнению с надглазурными эмалями, которые использовались ранее. К началу 14 века качественный сине-белый фарфор экспортировался из Китая в Европу и на Ближний Восток, где он высоко ценился.
Сине-белый фарфор стал определять общественное восприятие китайской керамики с начала династии Мин и далее. Китайские императоры и королевские дворы особенно ценили кобальтово-синие и белые изделия.
Несколько факторов способствовали распространению сине-белого фарфора в Китае:
– В Китае были доступны минералы кобальта, что позволяло наладить внутреннее производство. Основные месторождения были обнаружены в провинциях Цзянси, Цзянсу и Шаньдун.
– Яркий синий цвет выделялся на белом фоне фарфора, создавая желаемый контраст.
– Синий цвет символизировал такие добродетели в китайской культуре, как мир, спокойствие и вечность.
– Техническое мастерство было достигнуто в использовании кобальтовых пигментов при высоких температурах в печи.
– Замысловатые узоры синего и белого цветов стали ассоциироваться с фарфоровыми изделиями высочайшего качества.
Поскольку китайский фарфор приобрел известность на международном уровне, к XV веку украшения кобальтовым синим стали нормой. Китайские гончары обслуживали экспортные рынки в Европе и других странах, которым требовались сине-белые изделия.
Производство высококачественного сине-белого фарфора требовало точности и мастерства на каждом этапе:
Подготовка пигмента — сырая кобальтовая руда обрабатывалась путем обжига, дробления, промывки и измельчения для получения тонкого очищенного порошка оксида кобальта. Тщательная промывка и измельчение обеспечивали получение частиц одинакового размера.
Нанесение пигмента — порошок оксида кобальта смешивался с водой для создания синей пигментной смеси. Кисти наносили пигмент непосредственно на необожженную белую фарфоровую основу. Частое перемешивание предотвращало оседание.
Обжиг — главной проблемой было не допустить, чтобы кобальтовый синий стал серым, выцветшим или пятнистым во время высокотемпературного обжига в печи. Для получения ярких синих оттенков требовался тщательный контроль атмосферы печи и изменений температуры.
Многократные обжиги – для более качественного фарфора проводились многократные обжиги при разных температурах. Сначала при 800–900 °C для фиксации кобальтового пигмента, затем при 1260–1360 °C для стеклования глазури и завершения сплавления.
Способность последовательно производить яркие ровные синие тона, которые не выцветали и не растекались во время обжига, отличала фарфор самого высокого качества. Это требовало глубоких знаний и мастерства от гончаров.
Химия, лежащая в основе того, как пигмент оксида кобальта придает такой стабильный яркий синий цвет фарфоровым глазурям, завораживает. Некоторые ключевые свойства включают в себя:
Кобальтовая алюмооксидная шпинель — При нагревании оксида кобальта образуется кристаллическое соединение, называемое кобальтовой алюмооксидной шпинелью (CoAl2O4), которая очень стабильна даже при высоких температурах. Эта структура шпинели является ключевой для получения желаемого синего цвета.
Инертность — Оксид кобальта устойчив к химическому разложению и выцветанию на свету. Он не реагирует с ингредиентами глазури, что позволяет синему цвету сохраняться неизменным.
Термостойкость — Соединение шпинели и кобальта сохраняет свой синий цвет до очень высоких температур, в отличие от других синих пигментов. Это позволяет использовать его в фарфоровых глазурях, обжигаемых при температуре около 1300 °C.
Взаимодействие с оксидом алюминия — Кобальтовая алюмооксидная шпинель легко образуется в фарфоровых глазурях из-за высокого содержания в них оксида алюминия. Это обеспечивает равномерное распределение синего цвета.
Интенсивность цвета – правильная концентрация кобальта создает интенсивный синий цвет, не выглядящий слишком темным. Более высокие уровни кобальта приводят к нежелательным фиолетовым оттенкам.
Яркий синий цвет, который украшает многие известные китайские фарфоровые изделия, зависит от исключительной термостойкости, ярких оттенков и интенсивного цвета, придаваемых пигментами оксида кобальта. Столетия инноваций усовершенствовали процесс производства и обжига, чтобы максимально использовать преимущества свойств кобальта. Синие и белые изделия, впервые созданные в Древнем Китае, по-прежнему восхищают во всем мире как примеры искусного керамического искусства.