При смешивании цветов конечный цвет иногда может быть непредсказуемым. Зеленый, фиолетовый и оранжевый — все это вторичные цвета на стандартном цветовом круге. Смешивание этих ярких оттенков вместе дает темный, землистый тон. Понимание теории цвета и основ смешивания красок или красителей может помочь объяснить, почему определенные цветовые сочетания, такие как зеленый, фиолетовый и оранжевый, создают определенные оттенки.
Зеленый, фиолетовый и оранжевый считаются вторичными цветами. Это означает, что они создаются путем смешивания двух основных цветов. Основные цвета — красный, синий и желтый. Смешивание двух основных цветов дает вторичный:
Вторичные цвета сами по себе яркие и привлекают внимание. Когда смешиваются несколько вторичных цветов, они нейтрализуют друг друга и создают более приглушенный, третичный цвет.
При работе с краской смешивание более одного пигмента смешает компоненты, чтобы создать новый цвет. Если смешать зеленую, фиолетовую и оранжевую краску, то получится темно-коричневый или охристый оттенок.
Зеленая краска содержит большое количество желтого, так как зеленый состоит из желтого и синего. Фиолетовый содержит большое количество красного. Когда желтый и красный смешиваются с оранжевой краской, которая также содержит желтый и красный, получается нейтрализованный коричневый.
Чем больше цветов краски смешивается, тем более приглушенным и серым становится цвет. Наложение вторичных цветов подталкивает смесь к коричневому или землистому третичному оттенку.
Красители и ткани работают немного иначе, чем краски. При окрашивании или печати на ткани красители не смешиваются вместе, чтобы создать новый цвет, как это происходит с жидкой краской. Вместо этого волокна впитывают красители по отдельности.
Когда краситель, содержащий вторичные цвета зеленый, фиолетовый и оранжевый, используется для окрашивания ткани, в результате получается фактически узор из всех трех цветов, распределенных по материалу. Молекулы оранжевого, зеленого и фиолетового красителя окрашивают определенные волокна, оставляя пятнистый эффект.
На расстоянии перекрывающиеся цвета красителя создают неопределенно коричневатый тон. Но вблизи отдельные оттенки все еще видны в сотканных волокнах. Окрашивание несколькими цветами приглушает и делает серый общий вид, но на самом деле не смешивает пигменты, чтобы создать третичный цвет.
Цветовой круг показывает, как цвета соотносятся друг с другом. Вторичные цвета расположены между основными, из которых они сделаны. Например, оранжевый находится между красным и желтым.
| Основной | Основной | Вторичный | Основной | Основной |
| Красный | Желтый | Оранжевый | Синий | Красный |
Противоположные цвета на круге, такие как красный и зеленый или фиолетовый и желтый, считаются дополнительными цветами. Эти пары создают сильный визуальный контраст, когда размещаются рядом друг с другом.
Соседние цвета имеют меньший контраст между собой. Зеленый рядом с желтым или оранжевый рядом с красным — это менее привлекательные сочетания.
Когда смешиваются несколько соседних цветов на круге, например, сочетание зеленого, фиолетового и оранжевого, они в конечном итоге образуют третичный цвет между ними. Этот коричневый или охровый результат находится между родительскими вторичными визуально и на цветовом круге.
Хотя точный конечный оттенок может быть трудно предсказать при смешивании цветов, некоторые общие правила дают руководство:
– Смешивание чистых насыщенных цветов вместе создаст менее насыщенный, более серый цвет. Добавление белого также смягчит насыщенность.
– Использование одного доминирующего цвета с небольшими количествами других цветов приглушит и смягчит доминирующий цвет.
– Смешивание дополнительных цветов создаст нейтрализованную версию посередине между ними.
– Объединение смежных цветов на цветовом круге приводит к третичной смеси двух, при этом сохраняя аспекты обоих родительских цветов.
Следование основным концепциям теории цвета помогает объяснить, почему сочетание зеленого, фиолетового и оранжевого дает в целом невзрачный, ненасыщенный коричневый тон.
Не так много примеров, когда зеленый, оранжевый и фиолетовый намеренно смешиваются вместе. Учитывая запутанный результат, цветовые комбинации обычно используют один или два из этих вторичных цветов вместе.
Однако в природе такое сочетание иногда происходит по совпадению. Пристальный взгляд на мох на мокром стволе дерева в осеннем свете может выявить крошечные пятна оранжевого и фиолетового, дополняющие доминирующий зеленый.
Некоторые виды птиц или насекомых также могут демонстрировать трио цветов небольшими штрихами на своем преимущественно коричневом и зеленом оперении. Анализ перьев вблизи позволяет выявить намеки на все три вторичных цвета.
В искусственных контекстах тяжелый миксер для краски, в результате которого остаются остатки зеленого, оранжевого и фиолетового, может смешать их вместе, чтобы опустошить банки для утилизации. Три цвета краски, смешивающиеся вместе в невзрачную жижу, дают пример того, почему эта цветовая комбинация встречается редко.
Отходы текстильного производства также могут объединять обрезки или тряпки, содержащие следы всех трех красителей. При добавлении в кучу обрезков оранжевые, фиолетовые и зеленые ткани накладываются друг на друга, образуя в целом составной коричневый тон.
Зеленый, фиолетовый и оранжевый — яркие вторичные цвета с сильным визуальным воздействием. Но при смешивании в краске или красителе они в конечном итоге образуют мутный, коричневатый третичный цвет вместо яркого вторичного. Их сочетание теряет хроматическую яркость, ценимую в использовании цвета.
Понимание взаимосвязей между соседними цветами на цветовом круге помогает объяснить, как смешивание таких ярких оттенков может привести к совершенно другому, тусклому тону. Отслеживание взаимодействия между первичными и вторичными цветами дает представление о том, как сочетание любых цветов повлияет на их внешний вид.
Таким образом, хотя зеленый, оранжевый и фиолетовый кажутся захватывающими цветами, их сочетание на самом деле нейтрализуется в тусклый мутный оттенок. Теория цвета ясно объясняет, почему смешивание таких ярких, ярких вторичных цветов вместе обычно дает невыразительный эффект, которого лучше избегать.