Благодарность — центральное понятие в буддизме. Будда учил, что развитие благодарности помогает преодолеть такие пагубные состояния ума, как жадность, гнев и заблуждение. Буддизм поощряет практику благодарности по отношению ко всем существам, включая тех, кто помог нам как напрямую, так и косвенно. Существует множество буддийских символов, которые представляют благодарность, наиболее распространенным из которых является цветок лотоса.
Благодарность рассматривается и как отношение, и как практика в буддизме. Буддийские учения подчеркивают важность развития благодарности для ведения счастливой и осмысленной жизни. Вот некоторые основные причины, по которым благодарность подчеркивается в буддизме:
Считается, что регулярная практика благодарного созерцания постепенно трансформирует ум в позитивном направлении.
Существует множество буддийских символов и образов, которые представляют качество благодарности. Вот некоторые из самых важных из них:
Цветок лотоса широко признан основным символом благодарности в буддизме. Корни лотоса находятся в грязи на дне пруда, но он поднимается из воды, чтобы безупречно расцвести на поверхности. Это символизирует, как благодарность способствует личностному росту, уводя нас от трудностей и проблем к радости и духовному пробуждению.
Лотос также символизирует духовное очищение и открытость. Так же, как лотос распускается в прекрасный цветок, несмотря на то, что растет из грязи, выражение искренней благодарности помогает нам преодолеть жадность, гнев и другие нездоровые состояния, чтобы раскрыть нашу внутреннюю чистоту.
Бесконечный узел — древний буддийский символ, представляющий взаимозависимость всех явлений. Он передает взаимосвязь причины и следствия — как все вещи и события связаны друг с другом.
В контексте благодарности бесконечный узел напоминает нам о необходимости быть благодарными видимым и невидимым условиям, которые сделали нашу жизнь возможной. Он поощряет расширение нашей благодарности ко всем людям, существам и обстоятельствам, близким и далеким, которые поддерживали наше существование.
Ракушка известна своей способностью издавать глубокие, резонирующие звуки. В буддизме она олицетворяет мелодичный звук учений дхармы, распространяющих мудрость далеко и широко.
Связанная конкретно с благодарностью, раковина трубится во время буддийских церемоний, молитв и подношений, чтобы наполнить пространство благодарностью. Это священный инструмент, используемый для передачи энергии благодарности в церемониях благословения.
Чаши для подношений используются в буддийских ритуалах для выражения благодарности и совершения подношений Трем Драгоценностям — Будде, Дхарме и Сангхе. Их традиционно наполняют цветами, рисом, чаем или водой и ставят на алтари, пока читаются молитвы благодарности.
Акт наполнения и подношения чаш представляет собой признание всего, что мы получили от учений Будды, духовного сообщества и окружающего нас мира. Это осознанная практика выражения благодарности.
Фрукты, особенно манго, обычно используются в качестве подношений в буддийских храмах и домах. Манго считаются благоприятными фруктами в буддизме. Они символизируют сладость духовной практики и предлагаются Будде и монахам в качестве жеста благодарности.
Другие фрукты, такие как апельсины и бананы, также используются во время церемоний, помещаются в святилища или дарятся монахам, чтобы выразить благодарность за их духовное руководство. Фрукты представляют собой плоды духовных достижений, возникающих из благодарности и других здоровых состояний ума.
Цветы имеют большое значение в буддийской иконографии и ритуалах. Они представляют качество непостоянства — ярко цветущие, но быстро увядающие. В изобразительном искусстве Будду часто изображают сидящим с цветочными подношениями у его ног.
Цветы, предлагаемые во время буддийских молитв и ритуалов, символизируют благодарность за учения Будды. Обычные подношения включают цветы лотоса, хризантемы, жасмин, розы, бархатцы и орхидеи. Гирлянды из цветов, называемые мала, также используются в качестве подношений. Каждый цветок — это выражение благодарности за радости и благословения в жизни.
Сжигание благовоний является неотъемлемой частью буддийской практики и эстетики. Ароматный дым символизирует распространение мудрости и осознанности. Подношение благовоний делается в знак благодарности Тройной Драгоценности — Будде, Дхарме и Сангхе.
Зажигание благовоний вместе с простираниями и молитвами — это простой, но глубокий способ выразить почтение и благодарность Будде. Различные ароматы благовоний имеют свою собственную символику: сандаловое дерево для чистоты, роза для сострадания, жасмин для радости, лаванда для безмятежности.
Подношение света распространено во всех буддийских традициях. Подношения ламп, свечей и масляных ламп совершаются в святилищах и храмах, чтобы выразить благодарность мудрости Будды, которая освещает путь из тьмы.
В буддизме Махаяны подношения света специально делаются Будде Амитабхе, воплощению бесконечного света. Мягкое свечение пламени свечи вызывает умиротворенное, благодарное состояние ума и напоминает о необходимости делиться своим внутренним светом с миром.
Существует множество буддийских ритуалов, сосредоточенных на выражении благодарности. Вот некоторые из наиболее распространенных:
Пение мантр и сутр является ключевой буддийской практикой для развития осознанности и положительных качеств, таких как благодарность. Повторение священных песнопений соединяет поющего с божественными качествами, олицетворяемыми различными буддами и бодхисаттвами.
Некоторые распространенные буддийские песнопения и молитвы, связанные с благодарностью, включают:
– Сутра сердца
– Молитва о еде
– Пять размышлений – читаются перед едой
– Прибежища и заповеди – выражение благодарности Трем Драгоценностям
– Пение метты – пожелание существам мира и счастья
В буддийской традиции Тхеравады монахи каждое утро ходят за подаянием, чтобы получить подношения еды от местных жителей. Люди ждут с подношениями еды, приготовленной специально для монахов и монахинь. Этот акт символизирует благодарность за их преданность духовному возвышению общества.
В буддизме Махаяны практикующие делают подношения еды во время пудж (молитвенных ритуалов). Такие продукты питания, как рис, фрукты, чай и сладости, предлагаются в святилищах и гробницах. Это представляет благодарность за питание — физическое, умственное и духовное — полученное от Будд, учителей и родителей.
Простирания — это воплощенная форма выражения благодарности в буддизме. Люди опускают свои тела на пол в знак почтения к Трем Драгоценностям. Это движение смиряет эго и помогает вспомнить многих бескорыстных существ, которые вели других к пробуждению.
В тибетском буддизме паломничества с простираниями совершаются по священным маршрутам как практика благодарности. Участники простираются на каждом шагу, произнося мантры, вставая и повторяя процесс, пока не «достигнут» места назначения.
Обход священных мест и объектов по часовой стрелке — традиция во всех буддийских школах. Называемый обходом, он символизирует цикличность жизни и чтит центральную точку. Обход ступ, храмов или статуй символизирует благодарность за центр — пробужденный ум.
Примером может служить тибетская религиозная практика обхода горы Кайлас — священной горы, которая, как полагают, олицетворяет неподвижность и стабильность Будды. Это трудное паломничество, требующее недель, совершаемое как акт благодарности.
Благодарность имеет глубокое значение во всех буддийских традициях. Она считается основой для развития мудрости, сострадания и длительного удовлетворения. Хотя обычаи и ритуалы различаются в разных школах буддизма, все они используют символы, инструменты, подношения и воплощенные ритуалы для развития благодарности. Создание искренней благодарности ко всему, что поддерживает и питает нас, считается необходимым для внутренней свободы и радости. Бесчисленные представления благодарности в буддизме служат вдохновляющими напоминаниями о необходимости остановиться, поразмышлять и оценить этот самый момент.