Желтый — яркий, теплый цвет, который часто ассоциируется с солнечным светом, счастьем и оптимизмом. Однако существуют определенные ситуации, в которых желтый цвет может казаться белым или приобретать белесый оттенок. В этой статье будут рассмотрены некоторые ключевые факторы, которые могут заставить желтый выглядеть белым, включая условия освещения, визуальное восприятие, смешивание цветов и многое другое. Понимание того, что заставляет желтый терять свой яркий оттенок, может помочь художникам, дизайнерам, ученым и всем, кто работает с цветом, лучше контролировать и предсказывать, как будет восприниматься этот живой оттенок.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на то, как мы видим цвет, является тип света, освещающего объект или сцену. Желтые пигменты и красители поглощают синий и красный свет, отражая зеленый и желтый свет. Это избирательное поглощение и отражение придает желтому цвет. Однако при разных условиях освещения внешний вид желтого цвета может кардинально меняться.
Прямой солнечный свет и дневной свет содержат полный спектр длин волн света. Это позволяет нам видеть настоящий, насыщенный цвет желтого цвета. Однако при освещении с дефицитом синего, например, при свете ламп накаливания или свечей, желтый цвет приобретает более бледный, беловатый оттенок. Это происходит из-за того, что для поглощения желтого пигмента поступает очень мало синего света. Поскольку в основном длинноволновый красный и оранжевый свет отражаются обратно к нашим глазам, желтый цвет теряет свою яркость.
Флуоресцентное освещение также может привести к тому, что желтый цвет будет выглядеть размытым. Спектры излучения люминесцентных ламп с острыми краями имеют большие пробелы в коротковолновом синем свете. При меньшем поглощении синего света желтые цвета часто выглядят ненасыщенными при таком обычном освещении в помещении. Холодные белые или дневные лампы цветовой температуры, как правило, лучше сохраняют яркость желтого цвета, чем теплые белые флуоресцентные лампы.
То, как наша зрительная система обрабатывает цветовую информацию, также влияет на то, как мы воспринимаем оттенок и интенсивность желтого цвета. Человеческий глаз имеет рецепторы, называемые колбочками, которые определяют цвет, поглощая свет из видимого спектра. Существует три типа колбочек: красные колбочки, зеленые колбочки и синие колбочки. Соотношение активации между этими колбочками создает все цвета, которые мы видим.
Поскольку желтый цвет стимулирует как красные, так и зеленые колбочки почти одинаково, зрительная система иногда может путаться, делая желтый цвет белесым или ненасыщенным. Это особенно заметно в периферическом зрении, где колбочки менее сконцентрированы. Когда мы смотрим прямо на желтый объект, мы воспринимаем его насыщенный цвет. Но в углу нашего глаза желтый может казаться бледным или даже белым.
Интересно, что младенцы также не могут различать желтый и белый в течение первых нескольких месяцев жизни. Исследователи полагают, что это происходит из-за того, что нервные пути и система обработки визуальной информации все еще незрелые. По мере развития зрения младенцев они приобретают способность отличать желтый от белого.
| Цвет 1 | Цвет 2 | Получающийся цвет |
|---|---|---|
| Желтый | Синий | Зеленый |
| Желтый | Красный | Оранжевый |
| Желтый | Черный | Темно-желтый |
Когда желтый пигмент или свет смешивается с другими цветами, он также может принять более бледный, выбеленный вид. В теории цвета противоположные цвета на цветовом круге нейтрализуют друг друга. Смешивание желтого с его дополнительным синим дает нейтрализованный, ненасыщенный зеленый. Добавление черного к желтому создает более темный, грязный желтый оттенок.
Смешивание желтого и красного дает оранжевый, который находится между желтым и красным в спектре. Поскольку красный свет разбавляет желтый, это смешивание может сместить яркий оттенок в сторону более беловатого, персикового тона в зависимости от используемых соотношений. Изучение того, как желтый взаимодействует с соседними цветами на цветовом круге, дает подсказки о том, почему он может терять цветность и казаться размытым в определенных сочетаниях.
Насколько непрозрачным или полупрозрачным является желтый материал, также влияет на то, выглядит ли он ярким или беловатым. Непрозрачные, сильно пигментированные желтые сохраняют свой насыщенный цвет. Но по мере снижения концентрации пигмента желтый становится более полупрозрачным и приобретает более бледный, слабый вид.
Разбавление желтой краски белым пигментом или разбавление ее водой делает ее более прозрачной. Свет проходит через более тонкий слой краски, делая желтый сдвиг светлее и ближе к белому. Тот же эффект происходит с желтыми красителями на ткани. Прозрачный, легкий шифон, окрашенный в желтый цвет, будет выглядеть намного бледнее, чем непрозрачный желтый хлопок.
При использовании в печатных красках непрозрачность бумаги также определяет, насколько темным и насыщенным будет желтый цвет. Желтые чернила на белой бумаге сохраняют большую часть своей яркости. Но на серых, коричневых или полупрозрачных бумажных материалах желтый приобретает более мягкий, приглушенный тон, поскольку цвет и текстура подложки взаимодействуют с напечатанным цветом.
В некоторых случаях в желтые материалы намеренно добавляют отбеливающие вещества, чтобы напрямую сделать желтый цвет светлее и менее насыщенным. Это распространено с красками, пластиком, текстилем и другими цветными материалами, где требуется более мягкий пастельный желтый тон.
Диоксид титана является очень распространенным отбеливающим пигментом. Он имеет чрезвычайно высокий показатель преломления, что означает, что он сильно рассеивает свет. Добавление небольшого количества пигментов диоксида титана в желтые смеси делает их более бледными и менее яркими. Также можно добавлять оптические отбеливатели, чтобы желтый приобрел беловатое флуоресцентное свечение.
Текстиль, такой как одежда и обивка, часто имеет флуоресцентные отбеливающие агенты, добавляемые во время производства. Они прилипают к молекулам желтого красителя и заставляют цвет флуоресцировать синим светом при воздействии УФ-лучей. Это делает желтый цвет более ярким и менее насыщенным для глаза. Так что в следующий раз, когда ваши ярко-желтые рубашки начнут выглядеть немного белыми после многократной стирки, скорее всего, виноваты отбеливающие агенты.
Со временем желтые красители в краске, пластике, ткани и других материалах выцветают и деградируют, в результате чего яркий цвет становится бледнее и более белесым. Это особенно заметно с красителями и пигментами, которые менее стабильны. Воздействие ультрафиолетового света вызывает особенно быстрое ухудшение интенсивности желтого цвета. Кислотные условия также могут ускорить выцветание и износ желтых красителей.
Старые газеты и плакаты дают множество примеров того, как ранее яркие желтые цвета деградируют до бледных, приглушенных тонов. Винтажная одежда часто имеет пожелтевшие белые и более бледные желтые цвета, чем новые, из-за выцветания пигмента за десятилетия. Естественный процесс старения неизбежно лишает желтые материалы яркости и насыщенности, со временем приближая цвет к белому.
Желтый — это привлекательный цвет, который привлекает внимание и передает позитив. Но есть много ситуаций, когда желтый теряет насыщенность и становится ближе к белому по внешнему виду. Такие факторы, как освещение, визуальное восприятие, смешивание цветов, непрозрачность, отбеливающие вещества и старение, играют роль в том, что яркие желтые цвета становятся бледными и белесыми. Учет этих эффектов позволяет дизайнерам, художникам и специалистам по цвету создавать яркие, жизнерадостные желтые тона, которые они хотят использовать в своих проектах и работах. Умело манипулируя этими переменными, можно заставить даже чистый желтый цвет приобрести приятный, разбеленный блеск.