Фиолетовый — цвет, который долгое время ассоциировался с королевской властью, благородством, роскошью и богатством. На протяжении всей истории пурпурный краситель был редким и дорогим в производстве, поэтому этот цвет традиционно предназначался для королей, королев, императоров и других глав государств. Однако пурпурный — это просто один из цветов видимого спектра со своими собственными длинами волн и характеристиками. Так является ли пурпурный изначально цветом королевской власти или просто еще одним цветом, как и любой другой? Ответ сложен, поскольку пурпурный имеет множество символических ассоциаций и значений.
Связь между пурпурным и королевской властью насчитывает тысячи лет. В древние времена пурпурный краситель извлекали из вида морской улитки, называемой колючим красителем-мурексом. Тысячи этих улиток нужно было собрать и обработать, чтобы получить хотя бы небольшое количество пурпурного красителя. В результате пурпурная ткань стала символом статуса, который могли себе позволить только очень богатые люди.
Около 1200 г. до н. э. финикийцы открыли усовершенствованный процесс окрашивания с использованием колючего красителя мурекса и взяли под контроль торговлю пурпурным красителем в Средиземноморье. Цвет стал известен как «тирский пурпур» в честь финикийского города Тир. По мере распространения красителя через торговлю пурпурные одежды стали ассоциироваться с высоким рангом во многих древних цивилизациях.
В Древнем Риме пурпурный цвет был специально зарезервирован для императоров. Обычным гражданам было запрещено носить пурпурную одежду под страхом смерти. Римская имперская традиция продолжилась в Византийской империи со строгими законами о роскоши, регулирующими использование тирского пурпурного красителя. К Средним векам в Европе пурпурный цвет сохранил свои коннотации исключительности и привилегированности. Правители и католические епископы носили пурпурные мантии и одежды как символы власти.
Особый статус пурпура не ограничивался западными цивилизациями. В Древнем Китае фиолетовый также был императорским цветом, строго ограниченным императором. Китайские легенды приписывают мифическому Желтому императору Хуанди изобретение комбинации красного красителя из растения марены с синим индиго для создания фиолетового цвета. Ацтекский император Монтесума II также носил фиолетовые мантии как знак правления. Фиолетовые и фиолетовые красители были получены из моллюсков в древней Мексике.
В Японии в период Эдо светлый оттенок фиолетового цвета, называемый мурасаки, был зарезервирован для мантий сёгуна. Название мурасаки происходит от Мурасаки Сикибу, автора классического «Повести о Гэндзи» X века, которая была фрейлиной при императорском дворе. Ее настоящее имя неизвестно, поэтому ее называли Мурасаки, что в переводе с японского означает «фиолетовый».
В самых разных культурах и исторических эпохах фиолетовый цвет неоднократно появлялся как визуальная метафора и символ власти, привилегий и престижа. Редкость и дороговизна фиолетовых красителей помогли укрепить его королевский статус.
Привилегированный статус фиолетового цвета начал меняться в середине 19 века с индустриализацией производства синтетических красителей. В 1856 году 18-летний английский химик по имени Уильям Генри Перкин случайно изобрел первый синтетический фиолетовый краситель, пытаясь синтезировать хинин для лечения малярии. Этот краситель, известный как мовеин или лиловый Перкина, вызвал всплеск недорогих фиолетовых тканей.
Другие эксперименты с синтетическими красителями в конце 19 века привели к появлению новых фиолетовых и фиолетовых пигментов, таких как диоксазиновый фиолетовый и марганцевый фиолетовый. Их открытие ознаменовало поворотный момент, поскольку яркие фиолетовые оттенки стали доступными и распространенными для простых людей. По мере того, как фиолетовые ткани и одежда становились все более доступными, цвет начал терять свои королевские и аристократические символические значения.
В современной психологии цвета и маркетинге фиолетовый ассоциируется с такими качествами, как воображение, креативность, уникальность и новаторство. В то время как бренды используют фиолетовый, чтобы казаться захватывающими и инновационными, этот цвет больше не означает богатство или исключительность. Тем не менее, фиолетовый все еще появляется на официальной форме, почетных медалях и официальных поясах на церемониальных мероприятиях как дань его исторической королевской символике.
В моде фиолетовый вызывает нетрадиционность и индивидуальность. Популярная культура часто ассоциирует фиолетовый с очарованием и магическими персонажами, такими как волшебники и ведьмы. Фиолетовый также сохраняет некоторое политическое и религиозное значение. В церквях он может символизировать покаяние и торжественность во время Великого поста. А в политике фиолетовый цвет иногда используется на избирательных картах для обозначения штатов или округов со смешанным партийным контролем.
Оставляя в стороне его культурные ассоциации, фиолетовый цвет с научной точки зрения определяется как диапазон оттенков, возникающих между красным и синим светом в оптическом спектре. Фиолетовый свет имеет длину волны примерно от 380 до 450 нанометров, в то время как длина волны фиолетового цвета составляет примерно от 450 до 495 нанометров.
Пурпурный и фиолетовый являются спектральными цветами, то есть они имеют единичные длины волн в световом спектре. Напротив, многие другие цвета, воспринимаемые людьми, такие как розовый, коричневый или оливковый, создаются путем смешивания цветов и не имеют спектральной длины волны. Трава кажется зеленой, потому что хлорофилл растений поглощает красный и синий свет, отражая зеленый свет обратно к нашим глазам. Но фиолетовые длины волн проходят через пространство, не отфильтровываясь собственным цветом.
Исаак Ньютон продемонстрировал в 1672 году, что белый свет расщепляется на цвета радуги при прохождении через призму. Это выявило видимый спектр и отчетливую полосу длин волн, соответствующих фиолетовому цвету.
Человеческий глаз видит цвет через колбочки в сетчатке, которые реагируют на красный, зеленый и синий свет. Колбочек, напрямую настроенных на фиолетовый свет, нет. Но поскольку фиолетовый цвет одновременно стимулирует и красные, и синие колбочки в сетчатке, мозг объединяет эти сигналы в восприятие фиолетового цвета.
Это делает фиолетовый цвет промежуточным, который мозг конструирует из объединенных нейронных сигналов для синего и красного. При оптическом смешивании синий свет в сочетании с красным также может давать фиолетовый цвет. Однако конкретные оттенки, которые кажутся нам фиолетовыми, зависят от сложной интегративной и интерпретативной обработки мозгом сигналов от колбочек. Это позволяет мозгу генерировать широкий спектр воспринимаемых фиолетовых оттенков, которые не соответствуют какой-либо одной длине волны.
Так является ли фиолетовый по сути цветом королевской власти или просто цветом, как любой другой? Ответ сложен, потому что он является и тем, и другим. С одной стороны, фиолетовый с научной точки зрения определяется как спектральный цвет в спектре видимого света с уникальными длинами волн и свойствами. Но это также цвет со сложной культурной историей и обширными символическими ассоциациями. Редкость фиолетового цвета в древности придавала ему элитный статус, хотя современная химия устранила эту редкость. Хотя фиолетовый цвет сохраняет некоторое формальное и церемониальное значение сегодня, он больше не означает исключительность или привилегию так, как это было исторически. Идентичность фиолетового цвета заключается между его техническими оптическими свойствами и его накопленными культурными значениями. Таким образом, фиолетовый цвет не является просто собственностью королевской власти и никогда полностью не отделим от этих королевских ассоциаций. Это одновременно и глубоко значимый цвет, и один из многих оттенков, сформированный как его физическими свойствами, так и культурным наследием.
| Автор | Год | Название |
|---|---|---|
| Джонстон, Ф. | 2008 | Пурпурный краситель в поздней античности |
| Ли, С. | 2010 | Маркетинг с помощью цвета |
| Йип, А. | 2018 | История моды на фиолетовый |