Продолжаются споры о том, считать ли фиолетовый цветом или оттенком. На базовом уровне фиолетовый получается путем объединения основных цветов: красного и синего. Однако, в отличие от других вторичных цветов, таких как оранжевый и зеленый, фиолетовый не имеет своего собственного места в видимом цветовом спектре. Это привело к тому, что некоторые классифицируют его как оттенок, а не как независимый цвет. В этой статье мы проанализируем научные и исторические свидетельства вокруг фиолетового цвета, чтобы определить, можно ли его считать цветом или оттенком.
В физике цвет определяется длиной волны видимого света, которую отражает или испускает объект. Видимый спектр варьируется от фиолетового с короткими длинами волн до красного с более длинными длинами волн. Вторичные цвета, такие как фиолетовый, не занимают определенную длину волны, а являются комбинациями двух основных длин волн.
| Цвет | Диапазон длин волн |
|---|---|
| Красный | 620-750 нм |
| Оранжевый | 590-620 нм |
| Жёлтый | 570-590 нм |
| Зелёный | 495-570 нм |
| Синий | 450-495 нм |
| Фиолетовый | 380-450 нм |
Как мы видим, фиолетовый цвет не занимает одну длину волны в видимом спектре. Когда мы видим фиолетовый цвет, он представляет собой смесь красного света с длиной волны около 700 нм и синего света с длиной волны около 450 нм. Это стимулирует как красные, так и синие цветовые рецепторы в наших глазах, и наш мозг интерпретирует эту комбинацию как фиолетовый.
Напротив, оранжевый цвет занимает свой собственный диапазон длин волн 590-620 нм. Свет в этом диапазоне стимулирует оранжевые рецепторы в наших глазах независимо. Поэтому оранжевый можно считать отдельным спектральным цветом, а фиолетовый — нет. Этот анализ предполагает, что фиолетовый — это не настоящий цвет, а комбинация двух основных цветов.
Наше восприятие цвета также связано с биологией нашей зрительной системы. Человеческие глаза содержат фоторецепторные клетки, называемые колбочками, которые реагируют на разные длины волн света. Существует три типа колбочек:
– Коротковолновые колбочки (S-колбочки) обнаруживают синий/фиолетовый свет
– Средневолновые колбочки (M-колбочки) обнаруживают зеленый свет
– Длинноволновые колбочки (L-колбочки) обнаруживают красный свет
Когда свет попадает в наши глаза, он стимулирует эти фоторецепторы в разной степени. Наш мозг объединяет сигналы от трех типов колбочек, чтобы дать нам наше восприятие цвета. Например, L-колбочки сильно стимулируются, когда мы видим красные цвета, в то время как S-колбочки больше реагируют на синие оттенки. Фиолетовый умеренно активирует как S-, так и L-колбочки, но не стимулирует M-колбочки.
Интересно, что некоторые ученые считают, что, поскольку фиолетовый не сильно активирует какой-либо один тип колбочек, мы воспринимаем его иначе, чем другие цвета, такие как красный и синий. Нам приходится больше полагаться на когнитивную интерпретацию, а не на прямую сенсорную стимуляцию. Это также подтверждает идею о том, что фиолетовый — это скорее сконструированный оттенок, а не абсолютный цвет.
Еще один способ рассмотреть статус фиолетового — поискать примеры его в естественном мире. В отличие от других цветов, существует очень мало природных фиолетовых пигментов или соединений.
Красный, желтый, зеленый и синий в изобилии присутствуют в минералах, растениях и животных. Даже фиолетовый, который ближе всего к фиолетовому в спектре, встречается во многих цветах, таких как фиалки, орхидеи и сирень. Но настоящий фиолетовый встречается довольно редко. Вот некоторые исключения:
– Фиолетовый и лиловый, встречающиеся у морских слизней.
– Темно-фиолетовые перья у некоторых птиц, таких как голуби.
– Некоторые виноградники выращивают определенные сорта винограда для производства фиолетово-красных вин.
Но в целом фиолетовый редко встречается в природе самостоятельно. Эта редкость снова подразумевает, что это может быть сконструированная смесь основных цветов, а не его собственная спектральная длина волны.
Изучение исторического использования фиолетового цвета также дает некоторые подсказки о его статусе. В древние времена фиолетовый цвет ассоциировался с экстравагантностью и королевской властью, потому что красители, используемые для окрашивания тканей в фиолетовый цвет, были чрезвычайно редкими и дорогими.
Финикийцы собирали маленьких моллюсков, которые выделяли фиолетовую жидкость, чтобы получить тирский пурпурный краситель. Потребовались тысячи моллюсков и сложная обработка, чтобы создать достаточно насыщенного фиолетового цвета для одежды. В результате только правители могли позволить себе фиолетовую одежду, и он стал символом высокого социального статуса.
Позже были изобретены более дешевые методы окрашивания с использованием растительных источников, таких как марена и индиго. Это сделало фиолетовый цвет более доступным и расширило его использование в искусстве и моде. Но королевская история и роскошные коннотации способствовали тому, что фиолетовый цвет стал восприниматься как уникальный и почти неестественный по сравнению с обычными цветами, такими как красный или зеленый.
С развитием современной теории цвета в XVIII и XIX веках появились определения для классификации фиолетового цвета:
| Классификация | Определение |
|---|---|
| Основной цвет | Цвет, который нельзя получить путем смешивания других цветов, в искусстве обычно это красный, синий и желтый. |
| Вторичный цвет | Цвет, полученный путем смешивания двух основных цветов, например, пурпурного, оранжевого, зеленого. |
| Спектральный цвет | Цвет с определенной длиной волны в видимом спектре. |
| Неспектральный цвет | Цвет, не являющийся частью видимого спектра, созданный путем смешивания спектральных цветов. |
| Оттенок | Более темная версия цвета, созданная путем добавления черного. |
| Оттенок | Более светлая версия цвета, созданная путем добавления белого. |
Согласно этим определениям, фиолетовый классифицируется как вторичный неспектральный цвет, то есть он создан путем объединения двух основных цветов, но не имеет собственной спектральной длины волны. Это отделяет его от чистых спектральных цветов, таких как красный, синий и желтый.
В то же время фиолетовый не соответствует определению оттенка, так как добавление черного к фиолетовому создает другой цвет, например, насыщенный сливовый. А добавление белого дает лавандовый, а не более светлый фиолетовый. Таким образом, фиолетовый занимает уникальное промежуточное положение между цветами и оттенками.
Основываясь на этом анализе научных, исторических и определяющих свидетельств, фиолетовый, по-видимому, демонстрирует характеристики как основного цвета, так и оттенка:
– Фиолетовый не имеет собственной длины волны в спектре видимого света, что позволяет предположить, что он не является чистым спектральным цветом.
– Глаз воспринимает фиолетовый через комбинацию синих и красных колбочек, а не стимуляцию одного типа колбочек.
– Натуральные фиолетовые пигменты чрезвычайно редки по сравнению с другими цветами.
– Фиолетовый исторически создавался с помощью сложных процессов, а не просто был получен из растения или минерала.
– Современная теория цвета определяет фиолетовый как вторичный неспектральный цвет.
В то же время фиолетовый занимает свое собственное уникальное место на цветовом круге между красным и синим и соответствует общему определению вторичного цвета. Добавление черного или белого к фиолетовому дает различные оттенки и полутона, а не исходный фиолетовый.
Итак, вкратце, фиолетовый существует в увлекательной серой области между цветом и тенью. Хотя это не чистый спектральный цвет, он все же определяется как отдельный вторичный цвет. Смесь двух основных длин волн фиолетового цвета придает ему уникальную идентичность, не совсем похожую на любой другой цвет или оттенок. И в науке, и в культуре фиолетовый занимает лиминальное пространство, которое объединяет свойства цвета и тени.