Как был изобретен синий цвет?

У синего цвета увлекательная история, которая дает представление о происхождении и эволюции названий цветов и красителей. Хотя синие пигменты использовались с доисторических времен, название «синий» и признание его как отдельного цвета, отличного от черного, зеленого или фиолетового, появились совсем недавно. Отслеживание корней слова «синий» проливает свет на то, как цвета развивались в разных культурах и языках с течением времени. Понимание того, как натуральные растительные красители и синтетические пигменты позволяли людям последовательно производить синие оттенки, показывает изобретательность, необходимую для изобретения стабильных синих красителей и красок. Изучение того, когда различные культуры называли и производили синий цвет, проливает свет на более широкие закономерности в восприятии цвета, технологии, торговле и семантике.

Этимологическое происхождение

Слово «синий» имеет неясное лингвистическое происхождение. В английском языке это слово появилось в Средние века, но точная этимология неизвестна. Некоторые связывают его со старофранцузским словом blo, bleu, означающим темный цвет. Этот французский корень, по-видимому, происходит от франкского термина *blao, означающего бледный, светлый или окрашенный. Однако другие этимологи предлагают германский корень, который связывает синий со словом blauw в голландском языке и bla в древнескандинавском и исландском языках. Это может происходить от протогерманского слова *blaewaz, означающего яркий или блестящий.

Хотя точные лингвистические предшественники неоднозначны, похоже, что «синий» как отдельный термин цвета появляется в европейских языках к 12 веку н. э. До этого времени в греческом, латинском и более старых германских языках, таких как древнеанглийский, не было специального названия для синего цвета, вместо этого цвет описывался как версии темного, мертвенно-бледного, бледного или черного. Осознание синего как отдельного от других цветов развивалось по мере того, как методы окрашивания позволяли людям последовательно получать синюю окраску.

Ранние синие пигменты

Задолго до того, как синий был признан отдельным цветом, древние люди использовали синие пигменты в доисторическом искусстве и декоре. Самые ранние синие красители были получены из таких минералов, как лазурит, азурит и малахит, которые давали яркие синие оттенки. Камни лазурита, импортируемые из Афганистана, измельчались для изготовления ультрамариновых пигментов, которые использовались в Персии, Египте и средневековой Европе. Египтяне также использовали частицы силиката кальция и меди из измельченного стекла для изобретения египетского синего цвета, пигмента, который использовался с бронзового века до времен Римской империи. Китайцы также изобрели синтетический синий пигмент под названием ханьский синий в 8 веке до н. э., нагревая смесь кремнезема, извести, меди и оксидов.

Эти ранние пигменты давали яркие синие тона, но имели ограничения. Синие цвета на основе минералов, такие как ультрамарин и азурит, были дорогими и их было трудно получить. Синтетические пигменты, такие как ханьский синий, могли выцветать или отрицательно реагировать с другими веществами. Кроме того, красители выходили непоследовательными при окраске или окрашивании с использованием более примитивных техник. Таким образом, хотя синие артефакты существуют с древних времен, создание надежных синих цветов оказалось сложной задачей.

Индиго и вайда

Разработка стабильных органических синих красителей из растений позволила более последовательно производить синие оттенки в массовом порядке. Во многих древних цивилизациях люди получали синие красители из растений, содержащих индиго, таких как indigofera tinctoria и isatis tinctoria, известных как вайда. Источники указывают, что окрашивание индиго происходило в Древнем Египте, Месопотамии, Китае и цивилизациях долины Инда еще в 2500 году до н. э. Однако у индиго были ограничения. Для растворения красителя и присоединения его к ткани требуются чаны и химические процессы. Потребность в больших объемах красильных растений также ограничивала производство.

Ранние синтетические синие

Изобретение синтетических синих красителей произвело революцию в доступности и распространенности синего окрашивания. В 1704 году немецкий производитель красителей Иоганн Якоб Дисбах случайно открыл берлинскую лазурь, экспериментируя с кошенильными красителями. Сульфат железа загрязнил красители, вступая в реакцию с образованием стабильного, интенсивного синего пигмента. К началу 1700-х годов другие производители красителей, такие как Вудворд и Диппель, начали производить берлинскую лазурь в Англии и Голландии. Берлинская лазурь стала широко используемым красителем для одежды и доминирующим синим чернилом, а также вдохновила на создание других синтетических синих цветов, таких как кобальтовый синий.

В 1828 году немецкий химик Фридлиб Фердинанд Рунге выделил производные хлора в каменноугольной смоле, веществе, которое дало яркие синие и зеленые красители. В 1840-х годах британский химик Уильям Генри Перкин по счастливой случайности открыл анилиновый краситель лиловый, пытаясь синтезировать хинин. Сиреневый цвет Перкина вызвал интерес к синтезу красителей из каменноугольной смолы, включая изобретение французским химиком Фредериком Свартсом в 1859 году первого стабильного и продаваемого синтетического синего красителя: кобальтового синего. В конце 1800-х годов появились десятки новых запатентованных синтетических синих цветов, что обеспечило спрос на синюю одежду.

Название синего цвета в разных культурах

В то время как синий цвет получил признание как отдельный цвет поздно во многих западных языках, осознание синего цвета как отдельного цвета произошло в разное время во всем мире на основе доступной технологии окрашивания. В Древнем Египте, Греции и Риме первым различием цвета было различие между «светлым» и «темным», а не спектральными цветами. Такие слова, как glaukos в греческом и caeruleus в латыни, могли относиться к широкому диапазону темных, тусклых или зеленоватых оттенков синего.

Конкретные названия синего цвета появились раньше в языках, которые получали красители индиго из местных растений. Например, в санскрите слово neela использовалось для обозначения синего цвета, а в языке культуры майя киче были отдельные названия для зелено-синего (q'anil) и фиолетово-синего (choj). Развитие массового производства синих пигментов в Европе совпало с появлением «синего» как отдельного термина.

Культура Термин для синего Подробности
Древнеегипетский ?sB? Лазурит, сине-зеленые тона
Древнегреческий ??????? (kyanous) Темно-синий
Санскрит n?la Индиго сине-черный
Майя q'anil, choj Светло- и темно-синий
Латинский caeruleus Темно-синий, сине-зеленый
Древнеанглийский blaw Бледно-голубой или ливид
Древнескандинавский bl?r Темно-синий
Современный английский Blue Яркий среднеспектральный синий

Это демонстрирует, как синий отделялся от других цветов в разных точках на основе технологии окрашивания, материалов доступные и семантика в каждом языке.

Когнитивное восприятие цвета

Помимо наличия доступных красящих веществ, идентификация синего цвета как отдельной цветовой категории требовала когнитивных шаблонов в языке, чтобы присвоить ему значение, отличное от других оттенков. Основополагающее исследование Берлина и Кея 1969 года по основным цветовым терминам утверждает, что культуры развивают цветовые слова в предсказуемой последовательности, причем во всех языках сначала есть независимые термины для черного и белого, затем для красного, затем для зеленого или желтого и, наконец, для синего. Эта, казалось бы, универсальная модель, за исключением редких исключений, предполагает базовую когнитивную основу того, как человеческий мозг различает цветовые группы при их наименовании, причем синий является последним основным цветом, выделенным в эволюции большинства языков.

Более широкое признание синего цвета как отдельной категории развивалось по мере того, как технология окрашивания позволила глобальному производству синей ткани и артефактов, увеличив известность синего цвета и контраст с существующими цветовыми терминами. Индустриализация позволила синтетическому синему цвету распространяться через массовое производство текстиля и товаров, укрепляя синий цвет в массовом сознании. Глобальное распространение синей одежды и товаров способствовало тому, что синий стал любимым цветом для многих современных культур.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что синий существовал с доисторических времен, но идентификация синего как отдельного цвета, означающего яркий или насыщенный синий, возникла между 11 и 18 веками в Европе параллельно с изобретением красителей и пигментов. Индиго, а затем синтетические красители позволили надежно производить яркие синие цвета, в то время как такие языки, как английский, разработали специальные слова для классификации этих оттенков. Путь к изобретению синего цвета включал химические технологии, когнитивные структуры в языке и растущее культурное знакомство с изготовленными синими предметами. Изучение истории дает представление о технологии цвета, визуальном восприятии и лингвистике. Траектория синего цвета показывает, что цвет является как когнитивной и культурной конструкцией, так и объективным явлением. Появление синего цвета было не кратковременным изобретением, а длительным эволюционным процессом, приведшим к богатым оттенкам синего, которые мы знаем сегодня.