Теория цвета и смешивание цветов — увлекательные темы как для художников, так и для ученых. Когда два или более цвета смешиваются, они взаимодействуют по-разному, создавая новый результирующий цвет. Понимание основ теории цвета может помочь объяснить, почему определенные цветовые смеси создают те или иные эффекты. Например, красная и желтая краски смешиваются, чтобы получить оранжевый. Смешивание синей и красной краски дает фиолетовый. Конкретные пропорции смешиваемых цветов и тип используемых красок влияют на оттенок нового цвета. Имея некоторые базовые знания теории цвета, вы можете научиться намеренно смешивать пользовательские цвета, изменяя оттенок, яркость и насыщенность.
Сэр Исаак Ньютон впервые разработал теорию цвета в 1666 году, когда он обнаружил, что белый свет расщепляется на видимый цветовой спектр при прохождении через призму. Он определил семь цветов радуги как красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый, которые можно запомнить по аббревиатуре ROYGBIV.
Более поздние ученые, такие как Иоганн Вольфганг фон Гете и Филипп Отто Рунге, основывались на исследованиях Ньютона по теории цвета. В 19 веке химики и физики, включая Томаса Юнга, Германа фон Гельмгольца и Джеймса Клерк Максвелла, внесли свой вклад в открытия о том, как человеческий глаз воспринимает цвет с помощью колбочек в сетчатке. Эти колбочки реагируют на красный, зеленый и синий свет. То, как наши глаза интерпретируют комбинации этих трех основных цветов, позволяет нам видеть полный спектр видимых цветов.
Современная теория цвета основана на цветовом круге и трех основных атрибутах цвета: тон, насыщенность и хрома. Тон относится к базовому цвету или длине волны (красный, оранжевый, желтый и т. д.). Насыщенность указывает, насколько светлым или темным является цвет. Цветность (также называемая насыщенностью) — это интенсивность цвета от приглушенного до яркого.
Три основные категории цветов — это первичные, вторичные и третичные. Основные цвета — это те, которые нельзя получить путем смешивания других цветов. Для традиционного цветового круга RYB (красный, желтый, синий), используемого художниками, основными цветами являются:
– Красный
– Желтый
– Синий
Основными цветами в цветовой теории RGB (красный, зеленый, синий), используемой для проецируемого света, телевизоров и компьютерных дисплеев, являются:
– Красный
– Зеленый
– Синий
В цветовой теории CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный), используемой для дизайна печати и чернил, основными цветами являются:
– Голубой
– Пурпурный
– Желтый
Понимание того, какая система основных цветов используется, является ключевым при изучении цветовых отношений и смешивания. Хотя красный, желтый и синий считаются основными основными цветами, зеленый, фиолетовый и оранжевый иногда также включаются в качестве основных цветов.
Вторичные цвета создаются путем смешивания двух основных цветов. Три вторичных цвета:
– Оранжевый (полученный путем смешивания красного и желтого)
– Зеленый (полученный путем смешивания синего и желтого)
– Фиолетовый (полученный путем смешивания синего и красного)
Они называются вторичными цветами, потому что они основаны на основных цветах. В цветовых системах RGB и RYB вторичные цвета находятся между основными цветами на цветовом круге. Для чернил CMYK смешивание двух основных чернил создает вторичные цвета.
Третичные цвета получаются путем смешивания одного основного цвета с одним вторичным цветом. Примеры третичных цветов включают:
– Красно-оранжевый
– Желто-оранжевый
– Желто-зеленый
– Сине-зеленый
– Сине-фиолетовый
– Красно-фиолетовый
Третичные цвета имеют названия, которые указывают на их первичные и вторичные цветовые компоненты. Они расположены между первичными и вторичными цветами на цветовом круге.
Вот сводка цветового круга, показывающая взаимосвязь между первичными, вторичными и третичными цветами:
| Первичный | Вторичный | Третичный |
| Красный | Оранжевый | Красно-оранжевый |
| Желтый | Зеленый | Желто-оранжевый |
| Синий | Фиолетовый | Желто-зеленый |
| Сине-зеленый | ||
| Сине-фиолетовый | ||
| Красно-фиолетовый |
Эти цветовые отношения помогают объяснить, как работает смешивание цветов и почему создаются определенные цветовые комбинации.
При работе с красками смешивание основных цветов в разных пропорциях приведет к получению всех вторичных и третичных цветов. Вот результаты смешивания основных пигментов краски:
Красный + желтый = оранжевый
Желтый + синий = зеленый
Синий + красный = фиолетовый
Красный + желтый + синий = нейтральные коричневые и серые
Чем больше основного желтого цвета используется, тем теплее будет коричневая или серая смесь. Добавление большего количества синего сделает смесь холоднее.
Смешивание цветов RGB основано на объединении цветных световых лучей. Именно так создаются цвета на телевизорах, компьютерных мониторах и проекторах. Основные цвета света — красный, зеленый и синий.
Основные принципы смешивания цветов света:
– Красный + Зеленый = Желтый
– Красный + Синий = Пурпурный
– Зеленый + Синий = Голубой
– Красный + Зеленый + Синий = Белый
Изменение интенсивности цветов света влияет на насыщенность и светлоту смешанного цвета. Компьютерные дисплеи и телевизоры используют смешивание света RGB для создания полного спектра цветов.
При смешивании пигментных цветов с использованием основных цветов CMYK действуют следующие принципы:
– Голубой + пурпурный = синий
– Голубой + желтый = зеленый
– Пурпурный + желтый = красный
– Голубой + пурпурный + желтый = серый или черный
Голубые, пурпурные и желтые печатные краски поглощают определенные длины волн света, а не излучают цветной свет, как RGB. Поэтому объединение всех трех основных цветов поглощает большую часть видимого света для черного или темно-серого.
Дополнительные цвета располагаются друг напротив друга на цветовом круге. Обычные пары дополнительных цветов включают:
– Красный и зеленый
– Желтый и фиолетовый
– Синий и оранжевый
Когда смешиваются дополнительные цвета, они, как правило, приглушают друг друга, что приводит к коричневым, серым или нейтральным оттенкам. Например, оранжевая краска, добавленная к синей краске, дает более приглушенный синий.
Этот эффект серости полезен для смягчения цветов или намеренного создания коричневых или серых тонов. Дополнительные цвета также можно размещать рядом для создания высокой контрастности.
Цветовая температура определяет, насколько теплым или холодным выглядит цвет. Теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, вызывают тепло или солнечный свет. Холодные цвета, такие как синий, зеленый и фиолетовый, напоминают лед и воду.
При смешивании цветов соотношение теплых и холодных цветов влияет на температуру полученной смеси. Например, зеленый с большим количеством желтого будет казаться теплее, чем тот, в котором больше синего.
Понимание цветовой температуры помогает художникам и дизайнерам выбирать палитры для передачи настроения и световых эффектов. Теплые цвета, как правило, заряжают энергией и выделяются, в то время как холодные цвета кажутся более успокаивающими и отдаляют.
При смешивании цветов оттенок — не единственный фактор. Светлость или темнота (цветность) и насыщенность или приглушенность (цветность) также влияют на цвет.
Добавление белого к цвету осветляет его и позволяет получить пастельные тона. Смешивание с черным затемняет и углубляет цветовые оттенки. Введение серого снижает интенсивность для более мягких или винтажных цветовых эффектов.
Художники также могут разбавлять краску водой или средством для изменения цветности. Использование менее насыщенных цветов, таких как бледно-розовый, вместо яркого пурпурного даст более мягкий эффект.
Таким образом, смешивание цветов включает оценку того, как цвета взаимодействуют во всех трех измерениях:
– Оттенок
– Значение
– Цветность
Вот несколько быстрых советов по смешиванию обычных цветов:
Коричневый
– Смешайте дополнительные цвета, такие как красный/зеленый, оранжевый/синий, желтый/фиолетовый
– Смешайте все 3 основных цвета
– Добавьте белый, черный или серый для приглушенной интенсивности
Розовый
– Смешайте красный с небольшим количеством белого
– Добавьте белый или светло-серый к красному
– Смешайте красный и небольшое количество синего
Оранжевый
– Смешайте красный и желтый
– Добавьте оттенки желтого к красному
– Смешайте оттенки красного с желтым
Фиолетовый
– Смешайте красный и синий
– Добавьте небольшое количество синего к красному
– Добавьте небольшое количество красного к синему
Зеленый
– Смешайте желтый и синий
– Добавьте желтый к синему
– Добавьте синий к желтому
– Смешайте комплементарные цвета, такие как красный и зеленый
Нейтральный серый
– Смешайте все 3 основных цвета поровну
– Добавьте белый, черный или серый
– Смешайте комплементарные цвета, такие как красный/зеленый или оранжевый/синий
Бирюзовый
– Смешайте синий и зеленый
– Добавьте оттенки синего к зеленый
– Добавьте оттенки зеленого к синему
Освоение смешивания цветов требует значительной практики наряду со знанием цветовых отношений. Важные продвинутые темы включают:
Цветовая температура: Воспринимаемая теплота или прохлада. Важно для настроения, контраста, эффектов освещения.
Дополнительные цвета: Цвета, расположенные напротив на цветовом круге. Полезно для приглушения, серых, коричневых, высокой контрастности.
Одновременный контраст: Эффект, при котором цвета влияют на воспринимаемый внешний вид соседних цветов.
Выбор палитр: Выбор определенных цветовых схем или гармоний для дизайнов.
Контекст и восприятие: Как окружающие цвета влияют на восприятие центрального цвета.
Оптическое смешивание: Смешивание цветов с помощью точек/шаблонов, а не предварительного смешивания.
Метамерия: Соответствие цветов при одних условиях освещения, но не при других. Важно для выбора пигмента.
Психология цвета: Культурные и психологические последствия выбора цвета. Направляет выбор цвета.
Цифровое управление цветом: Управление смешиванием цветов на разных устройствах и в программном обеспечении для точного и последовательного вывода.
Художники должны широко практиковать смешивание цветов на разных носителях, чтобы овладеть методами смешивания. Но прочная основа в теории цвета способствует развитию навыков. Даже базовые знания о первичных, вторичных и третичных отношениях позволяют намеренно смешивать широкий спектр оттенков.
Вот несколько советов по освоению смешивания цветов:
– Начните со смешивания основных цветов, чтобы ознакомиться со свойствами и взаимодействием цветов.
– Экспериментируйте и записывайте эффекты смешивания с различными пропорциями.
– Изучите теплые и холодные цвета и попрактикуйтесь в смешивании обоих.
– Смешивайте самые разные оттенки, значения и интенсивности.
– Изучите формальную теорию цвета, чтобы понять, почему работают определенные смеси.
– Наблюдайте за цветами в естественном мире, на фотографиях или в произведениях искусства. Анализируйте комбинации.
– Используйте цветовой круг и таблицу смешивания цветов в качестве справочных материалов.
– Будьте последовательны при контроле количества краски для воспроизводимости.
– Сначала смешайте более темные оттенки, затем при необходимости осветлите их белым/серым.
– Убедитесь, что цвета полностью смешаны без полос.
– Дайте тестовым образцам цвета полностью высохнуть, прежде чем оценивать точность.
– Сопоставляйте цвета с образцом, а не смешивайте по памяти.
При постоянной практике изучение основ теории цвета позволит развить навык намеренного смешивания любого желаемого цвета.
Смешивание цветов — это и наука, и искусство. Понимание основных цветовых отношений дает основу для смешивания бесконечного спектра. Но восприятие цвета сложно и зависит от таких факторов, как освещение и цветовые свойства. Освоение нюансов смешивания требует усердной практики на различных носителях. Но наградой является возможность настраивать любой мыслимый цвет. Будь то тонкая настройка оттенка или создание драматической палитры, магия смешивания цветов дает художникам исключительный творческий контроль.