Цвет может быть сложной темой. Когда кто-то спрашивает «Какого цвета это?» или «Какой цвет это?», не всегда может быть просто дать ответ. Существует множество факторов, которые могут влиять на восприятие цвета, включая условия освещения, индивидуальные различия в зрении и тот факт, что цвет существует в континууме, а не в отдельных категориях. В этой статье будет представлен обзор некоторых ключевых соображений при определении цветов, рассмотрено, как язык и культура влияют на названия цветов, и исследованы некоторые научные и психологические аспекты цветового зрения и восприятия. С более чем 2 миллионами различимых цветов, воспринимаемых человеческим глазом, цвет является сложной и увлекательной темой.
Существует несколько важных факторов, которые влияют на то, как мы воспринимаем цвет в реальном мире:
Характеристики источника света, освещающего объект, определяют, какие длины волн света достигают наших глаз. Различные типы лампочек, время суток и воздействие прямого или непрямого солнечного света влияют на цвета, которые мы видим. Объект, который ночью кажется красным, может выглядеть совершенно иначе под полуденным солнцем.
Цвета, окружающие объект, также влияют на восприятие из-за одновременных эффектов контраста. Одинаковые оттенки могут казаться светлее или темнее в зависимости от того, какие цвета находятся рядом с ними. Контекст — это все, когда дело касается цвета.
У людей есть различия в цветовом зрении, основанные на колбочках в их глазах, которые обнаруживают разные длины волн света. Примерно у 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин есть какая-то форма дефицита цветового зрения. Это делает их цветовосприятие отличным от восприятия среднестатистического человека.
Цвет не делится на абсолютные категории. Он существует вдоль непрерывного спектра. Нет четких границ между тем, где заканчивается один цвет и начинается другой, что затрудняет классификацию цветов.
Поскольку цвет зависит от восприятия и интерпретации, существует определенная степень субъективности при определении цветов. Вот некоторые ключевые соображения:
Объекты не имеют какого-либо одного «истинного» цвета, независимого от наблюдателя. Их цвет зависит от зрительной системы, смотрящей на них, и контекста. Красное яблоко красное только из-за того, как работает человеческое зрение и обрабатывает длины волн света, отражающегося от яблока.
Культура и язык людей являются частью классификации цветов форм. Различные культуры и языки делят цветовой спектр на отдельные категории по-разному. В некоторых языках есть только слова для нескольких основных цветов, в то время как в других есть гораздо больше красочных различий.
При попытке указать определенный цвет люди часто используют сравнения («он более зеленый, чем синий»), опорные объекты («он цвета помидора») или визуальные дескрипторы («он очень насыщенный»). Они помогают передать цвет на основе общих точек отсчета в рамках культуры, поскольку восприятие субъективно.
Люди склонны иметь идеализированное ментальное представление знакомых цветов, которое, вероятно, не соответствует огромному разнообразию, которое существует. При сравнении цвета с ментальным представлением могут возникнуть несоответствия. Это может затруднить точный ответ на вопрос «какого это цвета?».
Механика того, как люди видят и обрабатывают цвет на биологическом уровне, помогает объяснить, почему цвет может быть таким сложным:
В сетчатке в задней части глаза есть специальные фоторецепторные клетки, называемые колбочками и палочками. Колбочки определяют цвет, а палочки определяют яркость. Существует три типа колбочек, которые преимущественно реагируют на короткие (S), средние (M) или длинные (L) длины волн света.
Согласно теории процесса оппонента, информация от колбочек обрабатывается нейронами оппонента. Некоторые реагируют на синий по сравнению с желтым, другие на красный по сравнению с зеленым. Это устанавливает антагонизмы в том, как цвет кодируется нейронно.
Из-за оппозиционного кодирования цвета воспринимаются в оппозиционных парах. Ни один цвет не может быть одновременно красным и зеленым или желтым и синим. Это лежит в основе ключевых перцептивных элементов цветового зрения.
Зрительная система также демонстрирует постоянство цвета. Объекты сохраняют относительно стабильный цветовой вид, несмотря на изменения условий освещения. Зрительная память играет роль в этом явлении.
Существуют некоторые общие вариации в том, как люди воспринимают цвет:
Дальтонизм относится к сниженной способности различать определенные цвета из-за аномалий в колбочках. Наиболее распространенными формами являются трудности с различением красного и зеленого или желтого и синего. Примерно 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин имеют некоторую степень дальтонизма.
На противоположном конце спектра у некоторых людей есть дополнительный тип колбочек, и они могут испытывать улучшенное цветовое зрение. Это состояние называется тетрахроматией и чаще встречается у женщин. Тетрахроматы могут воспринимать 100 миллионов цветов по сравнению с 1 миллионом у среднестатистического человека.
В очень редких случаях, вызванных определенными типами повреждений мозга, у людей может развиться цветовая агнозия. Это приводит к неспособности воспринимать или распознавать какие-либо цвета вообще, видя мир только в черном, белом и оттенках серого.
Учитывая всю сложность цвета, были разработаны стандарты для систематического измерения, количественной оценки и классификации цветов для научного и промышленного использования:
Видимый свет существует в спектре примерно от 400 до 700 нанометров. Самые длинные волны воспринимаются как красные, а самые короткие — как фиолетовые. Этот диапазон охватывает все возможные цвета, которые может видеть человек.
Длина волны (нм) | Цвет |
---|---|
380-450 | Фиолетовый |
450-495 | Синий |
495-570 | Зеленый |
570-590 | Желтый |
590-620 | Оранжевый |
620-750 | Красный |
В 1930-х годах Международная комиссия по освещению (CIE) установила стандартное цветовое пространство, основанное на том, как люди видят цвет. Оно позволяет отображать любой цвет в терминах его координат по осям x, y и z. Это обеспечивает точную числовую спецификацию цветов.
Существует также множество цветовых моделей, которые представляют цвета математически в терминах наборов чисел, таких как значения RGB. Каждый цвет может быть определен тройкой или четверкой чисел, соответствующих различным опорным осям.
Такие системы, как Pantone, предоставляют стандартизированные палитры цветов краски или чернил для использования в дизайне. Каждому цвету присвоен номер или код для последовательного воспроизведения на разных материалах.
Несмотря на научные методы измерения и классификации, идентификация цветов не всегда проста:
Как упоминалось ранее, условия освещения, при которых рассматривается цвет, существенно влияют на его внешний вид. «Синий» объект под вольфрамовым светом может выглядеть совершенно иначе под светодиодами.
Окружающие цвета влияют на то, как выглядит цвет, из-за эффектов контраста. «Светло-голубой» может казаться намного темнее или светлее в зависимости от контекста.
Различия в индивидуальном цветовом восприятии, ментальных представлениях и описательном словаре затрудняют достижение консенсуса. Ваш «зеленый» может сильно отличаться от «зеленого» другого человека.
Использование модификаторов, таких как «светлый», «приглушенный» или «молочный», может помочь определить цвет. Сравнения со знакомыми объектами («терракота», «авокадо») также дают точку отсчета, но не всегда точны.
Согласие по цвету в конечном итоге требует достижения некоторого консенсуса между сторонами, наблюдающими цвет. Необходимо общее понимание и согласованность используемых описательных терминов и ментальных представлений.
Определение цветов основано на сложной физике, биологии, нейробиологии, культуре, языке и психологии. На то, как мы воспринимаем и описываем цвета в окружающем нас мире, влияют многие факторы. Несмотря на то, что существуют научные системы измерения, присвоение названия цвету чего-либо все еще может включать субъективность и тонкие сложности в человеческом зрении и общении. При попытке определить «какого это цвета?» в повседневных ситуациях это помогает осознавать затронутые проблемы и стремиться к достижению консенсуса на основе общего понимания наблюдаемого цвета. С открытостью к исследованию нюансов в восприятии и описательном языке цвета можно сосредоточиться на точной идентификации и описании цвета.