Терракота — уникальный землистый красно-оранжевый цвет, который использовался в искусстве и архитектуре на протяжении веков. Название «терракота» происходит от итальянского слова, означающего «обожженная земля», что относится к процессу обжига глины для получения отличительного оттенка. Терракотовая глина богата оксидом железа, который придает ей теплые красноватые тона при обжиге при высоких температурах. Как красивый цвет и универсальный строительный материал, терракота имеет славную историю, охватывающую культуры и тысячелетия.
Терракота — это тип глиняной посуды, которая обжигается при высоких температурах, пока не станет твердой и прочной. Она состоит из различных природных глин и минералов, которые создают ее отличительный цвет и текстуру. Настоящая терракота начинается с типа глины, называемой терракотовой глиной, которая содержит большее количество оксида железа, чем другие глины. Когда терракотовая глина обжигается при очень высоких температурах — обычно от 1500 до 2200 °F — оксид железа вступает в химическую реакцию и заставляет ее плавиться, что приводит к теплому красновато-оранжевому цвету.
В то время как сырая терракотовая глина изначально имеет сероватый или желтоватый оттенок, высокая температура обжига преобразует ее в знакомый землистый, ржаво-красно-оранжевый цвет. Чем дольше она обжигается и чем выше температура, тем интенсивнее и ровнее будет конечный цвет терракоты. В то время как содержание железа определяет оттенок, такие вещества, как марганец, могут изменять цвет в сторону более теплых коричневатых тонов. После обжига настоящая терракота сохраняет свою прочную, пористую природу и насыщенный цвет.
Использование терракоты в качестве строительного материала и декоративного элемента невероятно древнее. Ранние цивилизации быстро поняли, что природную терракотовую глину можно формовать во влажном состоянии, обжигать в полезные сосуды или плитки и использовать в архитектурном строительстве. Обожженная терракота также выдерживает воздействие погодных условий и служит веками, так как многие древние сооружения и артефакты все еще стоят сегодня.
Первое использование обожженной терракоты датируется более чем 30 000 лет назад в доисторическом Китае и евразийской степи. Неолитические культуры изготавливали простые горшки и религиозные фигурки из простой обожженной глины. К 3000 году до н. э. культуры бронзового века, такие как цивилизации долины Инда и Месопотамии, создавали сложные терракотовые изделия, используя передовые печи для производства замысловатых скульптур, труб, кирпичей и украшений.
Древние средиземноморские культуры продолжали развивать мастерство изготовления терракоты и методы строительства. Минойцы и микенцы производили терракотовые кувшины, статуэтки, трубки и украшения на Крите и в материковой Греции во 2-м тысячелетии до н. э. Древнегреческие гончары усовершенствовали знаменитую, отличительную греческую краснофигурную и чернофигурную керамику между 600-300 гг. до н. э.
Древнеримские гончары разработали тонкостенные терракотовые сосуды и амфоры для транспортировки товаров по всей империи. Римляне также стали пионерами более совершенных методов обжига, что позволило им создавать крупногабаритные терракотовые кирпичи и плитки для архитектурных целей.
В Азии китайские гончары начали разрабатывать фарфоровую керамику во времена династии Шан (1600-1046 гг. до н. э.), отказавшись от терракоты по мере появления более тонких изделий. Однако китайское производство кирпича и плитки усовершенствовало методы обжига, чтобы добиться разнообразных цветов и отделок. Сложные полихромные украшения из терракоты, называемые doucai, развивались во времена династии Тан (618-907 гг. н. э.).
В период Кофун в Японии (300-700 гг. н. э.) обожженная терракота использовалась для изготовления погребальных фигурок ханива, размещаемых вокруг курганов. В период Нара (710-794 гг. н. э.) мастера использовали терракоту для создания сложных украшений крыш, плитки и орнаментов для буддийских храмов.
Индийские мастера аналогичным образом создавали терракотовые украшения храмов. Передовые методы обжига индийской империи Маурьев (322-187 гг. до н. э.) позволили мастерам разработать изысканные методы рулетки и скольжения, которые можно увидеть на терракотовых ступах в таких местах, как Санчи.
С 8-го века н. э. исламские художественные традиции с энтузиазмом приняли терракоту. Яркая терракота стала фирменным декоративным элементом, покрывая мечети и медресе по всему исламскому миру витиеватыми узорами и каллиграфическим письмом. Персидские ремесленники преуспели в сложной мозаичной плитке, в то время как турки-османы разработали плитку cuerda seca, используя терракоту, очерченную черным, для создания замысловатых цветочных мотивов.
Хотя древние римляне привезли в Европу мастерство обработки терракоты, меньше крупномасштабных работ пережили крах Империи. Однако примерно в 12-13 веках терракотовая скульптура и декоративные работы возродились по всей христианской Европе. Итальянские ремесленники лидировали, создавая искусно расписанные терракотовые рельефы и отдельно стоящие скульптуры. Рельефы из терракотовых досок покрывали внешние поверхности церквей и гражданских зданий. Испания и Германия также производили впечатляющие терракотовые алтари и религиозные произведения. Готические архитекторы разработали более долговечные терракотовые фасадные украшения. По всей Европе терракота заменила камень вокруг каминов и отопительных приборов в качестве огнеупорного материала.
В эпоху европейского Возрождения терракотовая скульптура достигла новых высот благодаря работам таких признанных мастеров, как Донателло и Андреа делла Роббиа. Их реалистичные, эмоционально выразительные скульптуры из обожженной глины оказали влияние на поколения. Делла Роббиа также разработал инновационную технику глазурования для создания своих фирменных красочных терракотовых работ с оловянной глазурью.
Художники эпохи барокко также освоили реализм в терракоте. Интимные религиозные терракотовые скульптуры Бернини выражали благочестие через свою достойную, но доступную материю. Изысканные терракотовые фризы и рельефы украшали дворцы и церкви движением и драматизмом. Голландские художники-натюрмортисты Золотого века точно запечатлели землистую текстуру терракоты в своих композициях.
В пределах широкой категории обожженной терракоты существует несколько признанных типов, которые различаются в зависимости от состава, метода изготовления и техники обжига:
Наиболее распространенная разновидность, глиняная посуда, охватывает большинство простых, слабообожженных терракотовых предметов. Глиняная посуда может быть неглазурованной или покрытой глазурью и красками для придания цвета и отделки. Глиняная масса, как правило, пористая и непрозрачная. Температура обжига обычно ниже 2200 °F. Некоторые древнегреческие керамические изделия и римские амфоры были простой глиняной посудой.
Более плотная и менее пористая, чем глиняная посуда, из-за более высокого содержания минералов, керамическая посуда обжигается при температуре 2200-2400 °F. Глиняная масса стеклуется и становится водонепроницаемой, что делает керамогранит пригодным для сосудов и использования на открытом воздухе. Китайский фарфор Дин, созданный на основе керамических технологий. Несовершенная стекловидность может оставлять привлекательные пятна, называемые t? mouche.
Одно из самых распространенных архитектурных применений, терракотовая плитка создавалась на протяжении тысячелетий по всему миру. Плитка может быть глазурованной или неглазурованной и формоваться путем прессования или экструзии. Изысканная рельефная плитка украшала здания от Древней Персии до готических соборов. Прочная терракотовая черепица была практичным римским изобретением, которое стало повсеместным в Европе и Азии.
Изысканная римская столовая посуда, вдохновленная более ранней греческой керамикой. Ее гладкая, блестящая красная поверхность была достигнута путем полировки и полировки шликера (жидкой глины). Часто украшались мотивами барботина (рельеф) или сигиллата (штампованные) узоры.
В средние века в Европе ремесленники создавали религиозную скульптуру и украшения из терракоты. Фигуры и повествовательные рельефы покрывали церкви и соборы, особенно в Италии. Разработчики отдавали предпочтение яркой полихромной отделке и позолоте. Работы Треченто отличались большим реализмом и эмоциями.
Разработана скульптором эпохи Возрождения Андреа делла Роббиа и его семьей во Флоренции. Характеризуется идеализированными сине-белыми оловянными глазурованными рельефами в горельефе. Сюжеты обычно были религиозными, классическими или аллегорическими.
Терракота обладает многими присущими ей качествами, которые сделали ее популярным средством и строительным материалом с древних времен:
Теплые, землистые цвета и текстура придают терракоте характерный деревенский, органический вид. Матовая поверхность и пестрые оттенки напоминают сырую натуральную глину. Глазури могут усилить цвет, сохраняя некоторые естественные недостатки. Терракотовый оттенок приветлив и знаком.
В своей предварительно обожженной влажной форме терракотовая глина очень податлива и восприимчива к формовке и технике резьбы, что дает мастерам большую гибкость и контроль. Утонченность можно легко вырезать после высыхания или обжига. Гладкость или грубость сырой глины определяет текстуру поверхности.
При правильном обжиге терракота становится очень твердой и долговечной, сохраняя при этом некоторую естественную пористость. Ее плотность и низкая проницаемость позволяют архитектурным работам, таким как кирпичи, напольные покрытия и украшения, выдерживать воздействие погодных условий и служить десятилетия или столетия с минимальным ухудшением. Хорошо сохранившиеся артефакты подтверждают ее долговечность.
Уже обожженная один раз, терракота очень хорошо противостоит огню по сравнению с другими строительными материалами. Это сделало ее идеальной для систем отопления в домах и на промышленных предприятиях. Терракотовые стены, плитка и украшения выдерживают аварии в печах и пожары в зданиях, когда другие материалы сгорают или плавятся.
Обожженная терракота намного легче таких материалов, как камень или бетон, несмотря на свою прочность. Это сделало транспортировку и работу с терракотой осуществимой для многих древних культур без передовых технологий. Это уменьшило вес конструкции для полов, стен и потолков по сравнению с более тяжелыми альтернативами.
Помимо скульптуры и керамики, терракоту можно было формировать в невероятный диапазон архитектурных элементов, сосудов, инструментов, предметов домашнего обихода, украшений и рельефов. В сочетании с различными видами обработки поверхности, такими как глазури и шликеры, ее творческое применение было практически безграничным. Один и тот же материал мог выполнять функциональные и эстетические роли.
Доступные ресурсы терракотовой глины позволяли большинству древних обществ использовать этот универсальный материал независимо от богатства и статуса. Методы обжига могли быть простыми или сложными. Декоративные опции, такие как краски и глазури, позволяли персонализировать украшения при любом бюджете. Терракота была демократичным материалом.
Благодаря своим многочисленным благоприятным свойствам терракота нашла широкое применение в культурном, архитектурном и декоративном искусстве в разных цивилизациях и эпохах:
Как доступный материал для моделирования терракота использовалась в скульптурном искусстве с древних времен. От небольших греческих статуэток Танагры до возвышающихся статуй эпохи Возрождения терракота предоставляла скульпторам гибкость в фактурах поверхности, позах и размерах. Она позволяла передавать тонкие детали и эмоции более доступно, чем камень.
Самыми распространенными и практичными артефактами из терракоты всегда были сосуды всех типов и размеров: от чашек до урн и хранилищ зерна. Терракотовые амфоры перевозили товары по всей Древней Греции и Риму. Украшенные вазы ценились за свою красоту, а также за то, что в них хранилось содержимое.
Невосприимчивая к теплу и влаге, терракотовая плитка покрывала полы по всему миру на протяжении столетий. Плитка распространилась от Турции до Нидерландов и Мексики. Прочная терракота защищала зиккураты из глиняного кирпича в Древней Месопотамии и изолировала римские системы гипокауста.
От древних культур до барочной Европы одним из самых ценных декоративных элементов терракоты были рельефные панели. Терракота допускала точную скульптуру и содержала мелкие детали. Рельефы украшали храмы, дома, дворцы, гражданские здания и церкви для орнамента и повествования.
Используемые в качестве конструкций со времен Древней Месопотамии, терракотовые кирпичи сохраняются на протяжении тысячелетий. Римские инновации привели к широкому использованию архитектурного кирпича в Европе и Азии. Легче камня, терракота уменьшила вес здания, одновременно усиливая красоту за счет кирпичного рисунка.
После того, как римляне открыли, что изогнутая черепица может эффективно обеспечивать водонепроницаемость крыш, терракотовая кровля распространилась из Азии в Европу. Прочная, огнестойкая терракотовая черепица пережила солому и гонт в любом климате. Декоративные элементы превратили крыши в архитектурные экспонаты.
Непроницаемые для жидкостей и газов, высокообожженные керамогранит и фарфор позволили сложным терракотовым водопроводным системам появиться в Азии, Северной Африке и Европе до появления современных труб. Терракотовые трубы подавали воду и удаляли отходы в больших масштабах.
Как огнестойкий материал, эффективный для рассеивания тепла, терракота облицовывала камины и дымоходы со времен средневековой Европы. Усовершенствования технологии обжига привели к созданию эффективных дымоходных систем и ослепительных декоративных каминных полок, которые распространились от дворянских залов до скромных домов.
Помимо скульптур и сосудов, терракотовая мебель добавляла цвета и причудливости интерьерам, когда ее расписывали и глазировали. Орнаментированные напольные вазы, бюсты, таблички, статуэтки и цветочные горшки оживляли элитные западные дома. Терракотовые садовые сиденья приветствовали природу в помещении.
Гладкая поверхность терракоты служила идеальной основой для фресок, цирковых представлений и изразцовых росписей по всему восточному и западному миру. Несмотря на уязвимость к воздействию окружающей среды, такие примеры, как Терракотовая армия в Китае, дают представление о ярких оригинальных полихромных произведениях искусства.
Большие залежи терракотовой глины позволили почти всем древним цивилизациям получить доступ к этой универсальной среде. Несмотря на то, что сегодня она используется во всем мире, некоторые места стали известны своим терракотовым наследием и инновациями.
Некоторые из первых и лучших в мире терракотовых произведений искусства пришли из Китая, где также был изобретен фарфор. Китайская керамика оказала влияние на Японию и Корею. Китайское кирпичное производство позволило построить большие пагоды. Терракотовая армия до сих пор внушает благоговение.
Колыбель цивилизации в древнем Ираке и Сирии содержит некоторые из старейших в мире терракотовых артефактов. Шумеры, ассирийцы и вавилоняне использовали терракоту для скульптуры, кирпичей, керамики и плитки для своих зиккуратов и дворцов.
Греческие ремесленники усовершенствовали формулу прочной тонкостенной керамики, что позволило наносить тонкие красные и черные фигурные украшения на терракотовые вазы. Терракотовые статуэтки были обычным явлением. Изысканные антефиксы венчали храмы.
Расширяя греческие и этрусские работы, римляне использовали терракоту для монументальной архитектуры. Римские кирпичи, плитки, скульптуры и керамика распространились по всей их империи. Италия до сих пор славится терракотой.
Индийская терракота охватывала функциональную керамику и богато украшенные архитектурные рельефы, покрывающие ступы и храмы. Продвинутые методы обжига позволяли создавать особенно изысканные изделия. Терракотовая фигуративная скульптура также процветала.
Высококвалифицированные персидские и османские мастера создавали некоторые из самых сложных в мире, красочных терракотовых мозаичных плиток и декоративных работ cuerda seca с 10 по 17 века в мечетях и дворцах.
После столетий упадка в Европе терракота пережила возрождение во Франции, Германии, Испании и особенно в Италии, где скульпторы, такие как Донателло, создавали натуралистические работы. Преобладали полихромные терракотовые алтари и рельефы.
Доколумбовые американские культуры, такие как ольмеки, ацтеки и майя, производили терракотовые утилитарные и церемониальные работы, включая копилки, флейты, фигурки, святилища и погребальные принадлежности.
Регион | Основные терракотовые изделия |
Китай | Терракотовая армия, керамика Дукай |
Месопотамия | Глазированные кирпичи зиккурата, Фигурки воинов |
Древняя Греция | Черно-/краснофигурная керамика, антефиксы |
Древний Рим | Кирпичи, Плитка, Статуи |
Индия | Храмовые рельефы, Сюжетная скульптура |
Персия и Турция | Изразцовые мечети, Куэрда сека |