Черные ящики, официально известные как регистраторы полетных данных, стали знаковым образом в области безопасности полетов. Всякий раз, когда происходит авиакатастрофа, следователи немедленно ищут черный ящик в надежде, что он может дать подсказки о том, что пошло не так. Но почему эти устройства окрашены в ярко-оранжевый или красный цвет, а не в черный? Есть несколько основных причин.
Когда регистраторы полетных данных впервые появились в 1950-х годах, устройства на самом деле были окрашены в черный цвет. Ранние модели были покрыты термостойкой черной краской и установлены в хвостовой части самолета. В то время цель этих устройств была в значительной степени секретной — они использовались для записи полетных данных для анализа после аварий, но их существование не было широко разглашено. Черный цвет соответствовал их секретной природе.
Прозвище «черный ящик» прижилось, поскольку эти устройства стали более распространенными в коммерческих самолетах. Хотя технология развивалась на протяжении десятилетий, название прижилось. Сегодня термин «черный ящик» повсеместно используется для обозначения бортовых самописцев и бортовых речевых самописцев, хотя эти устройства больше не черного цвета.
Есть две основные причины, по которым современные бортовые самописцы окрашены в яркий оранжевый или красный цвет, а не в черный:
Благодаря использованию ярких оттенков и светоотражающей ленты самописцы будут выделяться даже в условиях низкой освещенности под водой.
Многие авиационные происшествия происходят над океанами, морями и озерами. Когда самописцы оказываются под водой, яркие цвета и светоотражающие полосы помогают поисковым группам быстрее находить устройства.
Например, во время крушения рейса 800 TWA в 1996 году у берегов Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк, черные ящики самолета были извлечены со дна океана на глубине более 100 футов. Яркая отделка помогла водолазам найти их в мутной воде.
Во время крушений бортовые самописцы подвергаются воздействию сильного тепла и пламени. Температура может превышать 1000 °F, в то время как остальная часть самолета плавится вокруг них. Поэтому термостойкость является ключевым свойством защитного корпуса и специализированных покрытий.
Было установлено, что красные и оранжевые покрытия более термостойкие, чем черные краски, обычно используемые в авиации. Это помогает предотвратить повреждение внутренних компонентов, даже если внешняя часть обугливается и обесцвечивается.
Авиационные власти по всему миру стандартизировали требования к проектированию бортовых самописцев, чтобы максимально повысить их видимость и огнестойкость. Вот некоторые из основных стандартов, применяемых сегодня:
Стандарт | Требования |
---|---|
Внешний цвет | Должен быть окрашен в ярко-оранжевый или красный цвет |
Светоотражающая лента | Должны быть добавлены светоотражающие серебристые полосы |
Пожаробезопасность | Должен выдерживать температуру до 1100 °C в течение 1 часа |
Конструктивная целостность | Должен выдерживать глубоководное давление, коррозию, проколы и удары |
Срок службы батареи | Должен иметь независимый источник питания для 30+ дней работы |
При соблюдении этих стандартов у бортовых самописцев и бортовых речевых самописцев больше всего шансов быть восстановленными в целости и сохранности для помощи в расследовании крушений.
Хотя конструкции бортовых самописцев различаются в зависимости от модели и производителя, у них есть некоторые общие характеристики и технологии:
Эти защитные меры позволяют бортовым самописцам и бортовым речевым самописцам оставаться целыми и извлекаться Данные, полезные для следователей, даже в катастрофических авиационных происшествиях.
Основная цель бортовых самописцев — фиксировать детали, которые могут помочь восстановить последовательность событий, приведших к происшествию. Данные, которые они записывают, включают:
Анализируя эти данные, следователи могут построить подробную временную шкалу состояния систем самолета, параметров полета, действий пилота, показаний приборов и операций в кабине. Это позволяет им определять, что пошло не так, и давать рекомендации по предотвращению будущих аварий.
Несмотря на то, что данные полета и бортовые речевые самописцы существуют уже несколько десятилетий, производители продолжают вводить новшества, чтобы сделать их еще более надежными и эффективными.
Некоторые примеры новых технологий включают:
Эти Улучшения еще больше повысят шансы на восстановление полезных записей даже после катастрофических авиакатастроф с сильным ударом.
Хотя данные о полете и бортовые речевые самописцы предоставляют бесценные подсказки для расследования авиационных происшествий, у них есть некоторые ограничения:
Таким образом, хотя черные ящики предоставляют важные доказательства, следователям по авиационным происшествиям также необходимо учитывать другие источники данных, такие как стенограммы управления воздушным движением, данные радаров, анализ обломков и интервью с выжившими, чтобы получить полную картину произошедшего.
Боковые речевые самописцы и бортовые самописцы сыграли решающую роль в определении причин многих известных авиакатастроф. Вот несколько примеров:
В 1999 году рейс 990 EgyptAir потерпел крушение в Атлантическом океане недалеко от Массачусетса при загадочных обстоятельствах. Бортовой речевой самописец показал леденящий душу диалог, в котором второй пилот повторил «Я полагаюсь на Бога» одиннадцать раз, прежде чем, по-видимому, намеренно разбил самолет.
Этот Airbus A330 исчез над Атлантическим океаном в 2009 году по пути в Париж из Бразилии. После двух лет поисков черные ящики показали, что неверные показания скорости полета и реакция экипажа привели к аэродинамическому сваливанию и неконтролируемому падению в море.
Самолет Boeing 737 вышел из-под контроля при заходе на посадку в Питтсбург в 1994 году, в результате чего погибли все 132 человека на борту. Данные черного ящика показали неисправность в системе управления рулем направления, из-за которой руль полностью отклонился вправо без вмешательства пилота.
В каждом случае показания бортовых самописцев имели решающее значение для объяснения этих трагедий и повышения безопасности полетов.
Хотя текущие модели черных ящиков доказали свою полезность, в будущем их могут дополнить новые технологии. Предлагаемые концепции включают:
Однако на данный момент традиционные черные ящики продолжают предоставлять бесценную информацию, когда безопасность полетов висит на волоске.
Итак, вкратце, регистраторы полетных данных и речевых сообщений кабины получили прозвище «черный ящик» из-за их первоначального темного защитного покрытия. Но на самом деле они больше не черные — современные конструкции используют яркие оранжевые или красные оттенки, а также светоотражающую ленту для облегчения видимости во время расследования аварий. Изменение цвета помогает следователям быстро находить их и извлекать ценные данные, которые могут предотвратить будущие аварии и спасти жизни.