В чем разница между третичными и промежуточными цветами?

Цвета играют важную роль в искусстве, дизайне, психологии и повседневной жизни. Цвета, которые мы видим, делятся на разные категории в зависимости от их свойств и отношений. Два типа цветов, которые часто путают, — это третичные цвета и промежуточные цвета. Понимание различий между этими категориями помогает художникам смешивать более тонкие оттенки и выбирать палитры, которые вызывают определенное настроение.

Определение третичных цветов

Третичные цвета создаются путем комбинирования основного цвета с соседним вторичным цветом. Например:

Основной цвет Вторичный цвет Третичный цвет
Красный Оранжевый Красно-оранжевый
Жёлтый Оранжевый Желто-оранжевый
Жёлтый Зелёный Желто-зеленый
Синий Зеленый Сине-зеленый
Синий Фиолетовый Сине-фиолетовый
Красный Фиолетовый Красно-фиолетовый

Существует 6 третичных цветов, которые находятся на полпути между первичными и вторичными цветами. Третичные цвета более тонкие, чем первичные и вторичные оттенки.

Определение промежуточных цветов

Промежуточные цвета находятся между первичными и вторичными цветами на цветовом круге. Однако они не находятся на полпути между такими же третичными цветами. Вместо этого промежуточные оттенки создаются путем смешивания первичного цвета с небольшим количеством смежного вторичного цвета. Например:

Основной цвет Вторичный цвет Промежуточный цвет
Красный Оранжевый Красновато-оранжевый
Оранжевый Красный Оранжево-красный
Желтый Зеленый Желтовато-зеленый
Зеленый Желтый Зеленовато-желтый
Синий Фиолетовый Голубо-фиолетовый
Фиолетовый Синий Пурпурно-синий

Промежуточные цвета ближе к основному оттенку. Они имеют менее сбалансированную смесь, чем третичные цвета.

Ключевые различия

Вот некоторые ключевые различия между третичными и промежуточными цветами:

  • Третичные цвета находятся на полпути между первичным и вторичным цветом.
  • Промежуточные цвета ближе к первичному цвету на круге.
  • Третичные цвета имеют более равномерную смесь.
  • Промежуточные оттенки менее сбалансированы с большим количеством первичного оттенка.
  • Существует только 6 третичных цветов.
  • Существует неограниченное количество промежуточных цветов.

Эти различия приводят к тому, что третичные цвета имеют более нейтральный, сбалансированный вид, в то время как промежуточные цвета сохраняют большую яркость от доминирующего первичного оттенка.

Смешивание третичных и промежуточных цветов

Разные соотношения смешивания приводят к видимым различиям между третичными и промежуточными оттенками. Вот пример использования красной, оранжевой и желтой краски:

Смесь цветов Соотношение Результат
Красный + оранжевый 1:1 Третичный красно-оранжевый
Красный + небольшое количество оранжевого 8:1 Промежуточный красновато-оранжевый
Оранжевый + небольшое количество красного 8:1 Промежуточный оранжево-красный
Желтый + оранжевый 1:1 Третичный желто-оранжевый
Желтый + небольшое количество оранжевого 8:1 Промежуточный желтовато-оранжевый
Оранжевый + небольшое количество желтого 8:1 Промежуточный оранжево-желтый

Сбалансированная смесь создает яркий, но нейтральный третичный цвет, в то время как несбалансированная смесь сохраняет больше оттенка основного цвета.

Цветовая гармония

Третичные и промежуточные цвета создают разные эстетические эффекты при использовании в цветовых схемах.

Третичные цвета имеют гармоничный, утонченный вид. Их равномерная смесь означает, что они хорошо сочетаются друг с другом в триадных и разделенно-комплементарных цветовых схемах. Например, триада, использующая красный, желто-оранжевый и сине-фиолетовый, имеет очень сбалансированный вид.

Промежуточные цвета создают больше яркости и энергии. Их более сильная окраска от основного оттенка дает большее доминирование в палитре. Промежуточные цвета хорошо подходят для аналоговых схем, где вам нужно больше цветового разнообразия, чем просто основные и вторичные цвета.

Вот пример схемы с раздельными дополнительными цветами, использующей промежуточные цвета:

Доминирующий цвет Промежуточный 1 Промежуточный 2
Оранжевый Желтовато-оранжевый Оранжево-красный

Эта палитра имеет теплый, живой вид по сравнению с палитрой, использующей третичные цвета: красно-оранжевый, желто-оранжевый и сине-фиолетовый.

Психология

Баланс и яркость третичных и промежуточных цветов также влияют на психологические эффекты. Вот несколько примеров:

  • Третичный желто-зеленый способствует расслаблению и гармонии.
  • Промежуточный зеленовато-желтый создает энергию молодости.
  • Третичный сине-фиолетовый предполагает мудрость и духовность.
  • Промежуточный пурпурно-синий пробуждает таинственность и воображение.

Выбор между третичным или промежуточным вариантом оттенка позволяет художникам и дизайнерам точно настроить настроение произведения.

Использование в искусстве и дизайне

Понимание третичных и промежуточных цветов дает художникам больше инструментов. Вот несколько примеров использования этих цветовых типов:

  • Художники-пейзажисты добавляют промежуточные зеленые цвета, чтобы создать естественную листву.
  • Дизайнеры по текстилю выбирают третичные оттенки для создания успокаивающих, гармоничных узоров.
  • Дизайнеры интерьеров используют промежуточный сине-зеленый цвет для расслабляющей цветовой схемы спальни.
  • Дизайнеры логотипов выбирают яркие промежуточные цвета, чтобы привлечь внимание.

Широкий спектр между первичными, вторичными, третичными и промежуточными цветами предоставляет бесконечные возможности для любого проекта.

Советы по смешиванию цветов

Вот несколько советов по смешиванию третичных и промежуточных цветов:

  • Используйте равные части первичной и вторичной краски/чернил для третичных цветов.
  • Добавьте небольшое количество вторичного цвета для промежуточных цветов.
  • Начните с основного цвета на палитре или холсте.
  • Постепенно добавляйте вторичный цвет, Смешивание.
  • Проверяйте образцы, пока не получите желаемый оттенок.
  • Дайте подмалевку третичного слоя высохнуть перед промежуточной глазурью.

Всегда помните, что чем больше вторичного цвета вы добавляете, тем ближе к третичному оттенку вы получите. Чем меньше вторичного цвета, тем ближе к первичному оттенку он остается.

Вывод

Третичные цвета имеют равномерную, сбалансированную смесь первичного и вторичного оттенка. Промежуточные цвета сохраняют больше первичного цвета с небольшим количеством смежного вторичного. Понимание этих цветовых категорий позволяет выбирать гармоничные или яркие палитры. Художники смешивают более нюансированные цвета, контролируя соотношение первичного и вторичного. Спектр от первичного к третичному и промежуточному обеспечивает бесконечные цветовые возможности и психологические эффекты.