Цвета играют важную роль в искусстве, дизайне, психологии и повседневной жизни. Цвета, которые мы видим, делятся на разные категории в зависимости от их свойств и отношений. Два типа цветов, которые часто путают, — это третичные цвета и промежуточные цвета. Понимание различий между этими категориями помогает художникам смешивать более тонкие оттенки и выбирать палитры, которые вызывают определенное настроение.
Третичные цвета создаются путем комбинирования основного цвета с соседним вторичным цветом. Например:
Основной цвет | Вторичный цвет | Третичный цвет |
Красный | Оранжевый | Красно-оранжевый |
Жёлтый | Оранжевый | Желто-оранжевый |
Жёлтый | Зелёный | Желто-зеленый |
Синий | Зеленый | Сине-зеленый |
Синий | Фиолетовый | Сине-фиолетовый |
Красный | Фиолетовый | Красно-фиолетовый |
Существует 6 третичных цветов, которые находятся на полпути между первичными и вторичными цветами. Третичные цвета более тонкие, чем первичные и вторичные оттенки.
Промежуточные цвета находятся между первичными и вторичными цветами на цветовом круге. Однако они не находятся на полпути между такими же третичными цветами. Вместо этого промежуточные оттенки создаются путем смешивания первичного цвета с небольшим количеством смежного вторичного цвета. Например:
Основной цвет | Вторичный цвет | Промежуточный цвет |
Красный | Оранжевый | Красновато-оранжевый |
Оранжевый | Красный | Оранжево-красный |
Желтый | Зеленый | Желтовато-зеленый |
Зеленый | Желтый | Зеленовато-желтый |
Синий | Фиолетовый | Голубо-фиолетовый |
Фиолетовый | Синий | Пурпурно-синий |
Промежуточные цвета ближе к основному оттенку. Они имеют менее сбалансированную смесь, чем третичные цвета.
Вот некоторые ключевые различия между третичными и промежуточными цветами:
Эти различия приводят к тому, что третичные цвета имеют более нейтральный, сбалансированный вид, в то время как промежуточные цвета сохраняют большую яркость от доминирующего первичного оттенка.
Разные соотношения смешивания приводят к видимым различиям между третичными и промежуточными оттенками. Вот пример использования красной, оранжевой и желтой краски:
Смесь цветов | Соотношение | Результат |
---|---|---|
Красный + оранжевый | 1:1 | Третичный красно-оранжевый |
Красный + небольшое количество оранжевого | 8:1 | Промежуточный красновато-оранжевый |
Оранжевый + небольшое количество красного | 8:1 | Промежуточный оранжево-красный |
Желтый + оранжевый | 1:1 | Третичный желто-оранжевый |
Желтый + небольшое количество оранжевого | 8:1 | Промежуточный желтовато-оранжевый |
Оранжевый + небольшое количество желтого | 8:1 | Промежуточный оранжево-желтый |
Сбалансированная смесь создает яркий, но нейтральный третичный цвет, в то время как несбалансированная смесь сохраняет больше оттенка основного цвета.
Третичные и промежуточные цвета создают разные эстетические эффекты при использовании в цветовых схемах.
Третичные цвета имеют гармоничный, утонченный вид. Их равномерная смесь означает, что они хорошо сочетаются друг с другом в триадных и разделенно-комплементарных цветовых схемах. Например, триада, использующая красный, желто-оранжевый и сине-фиолетовый, имеет очень сбалансированный вид.
Промежуточные цвета создают больше яркости и энергии. Их более сильная окраска от основного оттенка дает большее доминирование в палитре. Промежуточные цвета хорошо подходят для аналоговых схем, где вам нужно больше цветового разнообразия, чем просто основные и вторичные цвета.
Вот пример схемы с раздельными дополнительными цветами, использующей промежуточные цвета:
Доминирующий цвет | Промежуточный 1 | Промежуточный 2 |
---|---|---|
Оранжевый | Желтовато-оранжевый | Оранжево-красный |
Эта палитра имеет теплый, живой вид по сравнению с палитрой, использующей третичные цвета: красно-оранжевый, желто-оранжевый и сине-фиолетовый.
Баланс и яркость третичных и промежуточных цветов также влияют на психологические эффекты. Вот несколько примеров:
Выбор между третичным или промежуточным вариантом оттенка позволяет художникам и дизайнерам точно настроить настроение произведения.
Понимание третичных и промежуточных цветов дает художникам больше инструментов. Вот несколько примеров использования этих цветовых типов:
Широкий спектр между первичными, вторичными, третичными и промежуточными цветами предоставляет бесконечные возможности для любого проекта.
Вот несколько советов по смешиванию третичных и промежуточных цветов:
Всегда помните, что чем больше вторичного цвета вы добавляете, тем ближе к третичному оттенку вы получите. Чем меньше вторичного цвета, тем ближе к первичному оттенку он остается.
Третичные цвета имеют равномерную, сбалансированную смесь первичного и вторичного оттенка. Промежуточные цвета сохраняют больше первичного цвета с небольшим количеством смежного вторичного. Понимание этих цветовых категорий позволяет выбирать гармоничные или яркие палитры. Художники смешивают более нюансированные цвета, контролируя соотношение первичного и вторичного. Спектр от первичного к третичному и промежуточному обеспечивает бесконечные цветовые возможности и психологические эффекты.