Черный — цвет, вызывающий споры. Некоторые утверждают, что черный — это оттенок, а не настоящий цвет. Другие настаивают, что черный — это во многом отдельный цвет. Так что же это — черный оттенок или цвет?
Ответ кроется в науке о том, как мы видим цвет. Понимая физику и биологию, стоящие за черным, мы можем определить, можно ли его считать оттенком или настоящим цветом.
Чтобы понять цветовой статус черного, мы должны сначала рассмотреть некоторые основы теории цвета. Цвета, которые мы видим, являются результатом того, как свет взаимодействует с объектами. Когда свет падает на объект, некоторые длины волн поглощаются, а другие отражаются. Наши глаза воспринимают эти отраженные длины волн как цвет.
Например, банан кажется желтым, потому что он поглощает все длины волн, кроме желтого. Когда белый свет, содержащий все видимые длины волн, попадает на банан, от него отражаются только желтые длины волн. Наши глаза улавливают эти желтые волны, и наш мозг интерпретирует это как «желтый».
С другой стороны, черный поглощает все видимые длины волн. Когда свет падает на черный объект, очень мало отражается обратно в наши глаза. Поскольку никакие длины волн не возвращаются на нашу сетчатку, наша зрительная система интерпретирует это как черный.
Это говорит нам, что черный технически является отсутствием света. Некоторые утверждают, что это означает, что черный не является «настоящим» цветом, поскольку никакие длины волн не отражаются. Но то, что черный поглощает, а не отражает свет, не делает его цветом.
Излучение черного тела дает дополнительные подсказки о природе черного тела. Чернным телом называют объект, который поглощает все падающее на него излучение. Такой объект будет казаться совершенно черным, если мы посмотрим на него.
Когда черное тело нагревается, оно начинает испускать собственное излучение. Длины волн этого излучения соответствуют разным цветам в зависимости от температуры черного тела. Поэтому нагретый черный объект может казаться темно-красным или оранжевым, даже если он поглощает весь свет.
Это говорит нам о том, что черный цвет связан с цветом. Тот факт, что черные тела проявляют цвет посредством излучения, указывает на то, что черный является участником цветового спектра, а не просто воздержавшимся.
Наш видимый цветовой спектр дает больше доказательств того, что черный действительно является цветом. Видимый спектр состоит из всех длин волн, которые могут обнаружить наши глаза. Видимый спектр образует непрерывный континуум цвета от темно-красного до фиолетового.
В пределах этого континуума черный цвет находится на одном из крайних концов. Он закрепляет одну сторону видимого спектра, так же как белый закрепляет другой конец. Мы не можем удалить черный цвет из этого континуума, не разрушая весь цветовой спектр. Поэтому черный цвет очень тесно связан с нашим визуальным восприятием цвета.
Цвет | Длина волны (нм) |
---|---|
Красный | 700-635 |
Оранжевый | 635-590 |
Желтый | 590-560 |
Зеленый | 560-490 |
Синий | 490-450 |
Фиолетовый | 450-400 |
Черный | Нет отраженных длин волн |
Психологические исследования восприятия цвета дают больше подсказок о статусе черного. Исследования показывают, что люди относят белый, черный, серый и коричневый к категории «ахроматических» цветов. Но они все равно относят черный к цвету, даже несмотря на то, что у него нет оттенка.
Интересно, что люди склонны ассоциировать черный с «красочностью» в определенных контекстах. Например, черное платье, выделяющееся на белом фоне, будет описано как имеющее большую «красочность», чем то же платье на черном фоне.
Это показывает, что черный вплетен в наше психологическое восприятие цвета. Наша зрительная система группирует черный цвет с другими цветами и видит его как красочно яркий во многих ситуациях.
Многие споры о статусе черного цвета возникают из-за разницы между пигментом и светом. Пигменты вычитают длины волн посредством поглощения. Свет напрямую производит длины волн посредством испускания.
Многие утверждают, что черный цвет является цветом, когда речь идет о пигментах, но не о свете. Угольно-черный цвет является пигментным цветом, поскольку он поглощает всю отражательную способность. Но полное поглощение света приводит к отсутствию цвета.
Однако нет причин, по которым это различие должно дисквалифицировать черный как цвет. Цвета пигмента и цвета света дополняют наше общее визуальное восприятие цвета. Черный участвует в обеих областях и, таким образом, по праву классифицируется как настоящий цвет.
Рассмотрение конкретных примеров черных пигментов дает дополнительные доказательства того, что черный цвет является цветом. Несколько пигментов, используемых в красках, чернилах и красках, получают свой черный цвет из сложных молекулярных структур, которые поглощают большую часть видимого света. К ним относятся:
Пигмент | Состав |
---|---|
Углеродная сажа | Почти чистый элементарный углерод |
Слоновая кость | Смесь обугленной кости, слоновой кости или хрящей животных |
Ламповая сажа | Сажа из растительных масел и смол |
Атомный состав этих пигментов избирательно поглощает длины волн, давая интенсивный черный цвет. Они демонстрируют, что черный цвет является законным цветом даже в форме пигмента.
Черный цвет также окрашивает естественный мир. Многие животные демонстрируют настоящий черный цвет с помощью различных пигментов и структурных цветов:
Животное | Источник черного цвета |
---|---|
Вороны | Пигмент меланин |
Черные пантеры | Избыточный пигмент меланин |
Черная мамба | Структурный цвет иридофоры |
Крылья бабочки | Меланин и оптические структурные цвета |
Природа дает множество примеров того, как черный цвет функционирует как настоящий цвет. Черный помогает различным организмам с маскировкой, общением и отображением с помощью пигментов и светопоглощающих структур.
Черный демонстрирует свойства, типичные для других цветов. Например, черный:
– Имеет визуальное доминирование – области кажутся чернее, когда окружены более светлыми цветами
– Смешивается, создавая новые цвета – смешиваясь с другими цветами, черный затемняет и обесцвечивает их
– Имеет различные оттенки и оттенки – угольно-черный, угольно-черный, матово-черный и т. д.
– Может быть осветлен путем тонирования – смешивание с белым добавляет серые оттенки и затемняет черный
Ни один другой оттенок не демонстрирует этих основных цветовых свойств. Тот факт, что черный функционирует так же, как и другие цвета, подтверждает его категоризацию как реального цвета.
Статус черного как цвета также проявляется в культурных контекстах. Лингвистически «черный» группируется с другими цветовыми терминами в естественном языке. Называть черный оттенком, а не цветом, противоречит стандартным лексическим моделям.
Черный цвет также связан с различными культурными значениями и эстетикой. Он символизирует элегантность и изысканность в мире моды. Черная официальная одежда имеет изысканный статус во многих культурах. Культурное значение, придаваемое черному цвету в разных обществах, демонстрирует его статус как истинного цвета.
Современная наука о цвете также поддерживает статус черного цвета. Цветовое пространство CIE 1931 отображает точное местоположение для различных цветов на основе оттенка, насыщенности и яркости. Черный находится в нулевой точке как для насыщенности, так и для яркости. Это дает черному определенное местоположение в более широкой цветовой структуре.
Более продвинутые модели, такие как CIE L*a*b* и CIE L*u*v*, также выделяют определенную точку для черного цвета, хотя у него нет оттенка и яркости. Это еще раз доказывает, что черный — это не просто отсутствие цвета, а цвет сам по себе.
Хотя черный, безусловно, уникален среди цветов, доказательства убедительно подтверждают, что его можно отнести к истинному цвету:
– Черный закрепляет один конец видимого цветового спектра
– Черный участвует в смешивании и затенении цветов, как и другие цвета
– Как пигмент, черный избирательно поглощает длины волн для получения цвета
– Черный демонстрирует типичные цветовые свойства, такие как доминирование и смешивание
– Черный лингвистически вписывается в общую категорию терминов «цвет»
– Культура и дизайн рассматривают черный как цвет с эстетическим значением
– Модели науки о цвете, такие как CIE и CIE L*u*v*, придают черному определенную цветовую точку
Таким образом, хотя черный — это отсутствие света, это, безусловно, присутствие цвета, как с научной точки зрения, так и с точки зрения восприятия. Когда дело доходит до статуса черного среди цветов радуги, черный возвращается.