Иногда серый цвет может казаться имеющим коричневатые оттенки или блики. Это может происходить по нескольким причинам, связанным с освещением, составом материала, визуальным восприятием и смешиванием цветов. Чтобы понять, что делает серый цвет коричневатым, необходимо понимать теорию цвета, материаловедение, оптику и психологию.
Серый по своей сути является нейтральным цветом, то есть в нем отсутствуют сильные теплые или холодные оттенки. Однако различные оттенки и тона серого могут принимать тонкие намеки на другие цвета в зависимости от различных факторов. Условия освещения, текстуры материалов, близость к другим цветам и свойства человеческого зрения играют роль в том, как мы воспринимаем цвета.
Так что же именно заставляет серый выглядеть коричневым? Короткий ответ заключается в том, что это часто игра света или восприятия, а не фактическое изменение самого цвета. Но специфика этого явления многомерна.
На техническом уровне серый цвет содержит равные смеси трех основных цветов — красного, зеленого и синего. Коричневый, с другой стороны, содержит более высокие уровни красного и зеленого по сравнению с синим. Поэтому для того, чтобы серый действительно сместился в сторону коричневого, его спектральный состав должен измениться. Однако существуют различные визуальные эффекты, которые могут создать иллюзию того, что серый цвет становится более коричневатым.
Эффекты освещения
Цвет света, падающего на серый цвет, может влиять на то, как мы воспринимаем его тон. Теплый желтый, оранжевый или красноватый свет придаст холодным серым тонам легкий коричневатый оттенок. Этот эффект часто наблюдается в помещении при освещении лампами накаливания или при закате солнца. Свет с голубыми тонами, наоборот, может сделать теплые серые цвета более холодными и приглушенными.
Текстуры материалов
Текстура и отделка материалов также влияют на восприятие цвета. Матовые и шероховатые поверхности отражают меньше прямого света, создавая приглушенный, менее контрастный эффект. Поэтому сильно текстурированные ткани и текстиль серого цвета могут казаться более землистыми и менее холодными по тону. Более гладкие, блестящие покрытия сохраняют более настоящий, более холодный серый цвет.
Метамерия
Метамерия относится к тому, как цвета могут казаться совпадающими при некоторых условиях освещения, но когда источник света меняется, появляются тонкие различия. Различные распределения спектральной мощности, взаимодействующие с пигментами объекта, могут сделать серый цвет более коричневатым при некоторых типах освещения.
Смешивание цветов
Когда серый смешивается или смешивается с настоящими коричневыми пигментами или красителями, получается серовато-коричневый оттенок. Например, даже небольшое количество коричневого, добавленное в серую краску, подавит холод и добавит более землистый оттенок. При смешивании цветов серый технически приобретает коричневый оттенок на молекулярном уровне.
Непрозрачность и полупрозрачность
Непрозрачность материала также влияет на восприятие цвета. Тонкие или полупрозрачные участки серой ткани, пластика или бумаги кажутся светлее и холоднее по тону. Непрозрачные, плотные области того же материала могут казаться темнее и теплее по сравнению с ними. Это делает серый цвет более коричневатым в более толстых, перекрывающихся участках.
Визуальное восприятие
Наши глаза и мозг обрабатывают цвета сложными способами, которые могут переопределять фактический спектральный состав. Окружающие цвета влияют на восприятие серого, как и оптические иллюзии. Соседние теплые оттенки делают серый цвет более холодным по сравнению с ними, в то время как дополнительные цвета, такие как синий, привносят в серый тон легкую желтизну. Остаточные изображения также могут придавать коричневатый оттенок серым цветам, которые на самом деле нейтральны.
Существует много распространенных примеров нейтральных серых цветов, приобретающих коричневатый вид. Вот несколько типичных случаев:
Цвета морилок
Окрашенная древесина демонстрирует множество теплых коричневых оттенков. Серые морилки для дерева все еще показывают намеки на основной цвет древесины, кажущиеся более коричневатыми, чем краски холодных тонов. Зернистость и текстура усиливают этот эффект.
Старая бумага
Со временем бумажные документы и старинные фотографии могут желтеть и темнеть. Из-за этого черно-белые или серые элементы кажутся сепия-тонированными или коричневатыми по оттенку. Кислотная бумага быстрее разрушается, ускоряя этот эффект старения.
Приглушенные тона земли
Органические пигменты, такие как сырая умбра и охра, имеют сильные коричневатые элементы, даже когда обесцвечиваются до серых. Приглушенные тона земли в таких материалах, как глина, камень, минералы и почва, сохраняют тонкие теплые коричневые нотки.
Тени
Когда серые объекты находятся в тени, они отражают меньше синего света, становясь более коричневатыми или оранжевыми. Длинные или наклонные тени согревают серые цвета.
Мех животных
Многие животные, известные своим «серым» мехом, на самом деле имеют волосяные стержни, окаймленные слоями коричневого и кремового цветов. Общий эффект — приглушенный коричневато-серый, а не чистый средне-серый.
Состаренное дерево
Со временем наружные деревянные поверхности, такие как заборы и сайдинг, покрываются серебристо-серой патиной. Но выветривание также вытягивает теплые оттенки, делая серое дерево во многих случаях более коричневатым.
Состаренный бетон/асфальт
Бетонные и асфальтовые дороги и конструкции имеют светло-средне-серый цвет, когда они новые. Но пятна от выхлопных газов, скопившаяся грязь, окисление и выцветание придают состаренному бетону темный, коричневый эффект.
Ржавые металлы
По мере того, как сталь корродирует и превращается в ржавчину, она трансформируется из нейтрального серого в насыщенные, теплые земляные тона. Ржавчина имеет высокое содержание оксида железа, что придает ей красновато-коричневый оттенок.
Стирка
Со временем многократная стирка может придать тусклым, коричневатым оттенкам белые или светло-серые ткани, такие как футболки. Остатки моющего средства и минералы в воде являются типичными виновниками.
Итак, вкратце, хотя настоящий серый цвет не содержит коричневого пигмента, различные факторы окружающей среды и визуальные эффекты могут придать серому цвету коричневый, тусклый или приглушенный вид. Это демонстрирует сложность восприятия цвета.
Если ваша цель — сохранить самые чистые холодные серые оттенки, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы противодействовать потенциальным коричневатым эффектам:
Используйте холодное белое освещение
Освещайте серые вещи дневным светом или источниками яркого белого света. Избегайте желтого освещения лампами накаливания. Флуоресцентные или светодиодные лампы синего оттенка также сохраняют четкие серые тона.
Выбирайте нежелтеющие материалы
Выбирайте такие материалы, как высококачественное дерево, пластик, металл и краска, которые устойчивы к пожелтению со временем. Некоторые виды бумаги и тканей желтеют быстрее.
Уменьшите текстуру поверхности
Гладкие, глянцевые или матовые покрытия отражают свет напрямую, сохраняя более истинные серые тона. Грубые, пористые поверхности привносят тепло.
Изолируйте от коричневых/теплых цветов
Отделите серые цвета от соседних теплых земляных тонов. Соседние коричневые цвета могут отражаться в холодные серые и приглушать их.
Используйте истинные средние серые тона
Избегайте смешивания серого с кремовыми или коричневыми тонами. Используйте 50%-ную смесь черного и белого для получения самого нейтрального средне-серого цвета.
Добавьте холодные акцентные цвета
Дополнительные синие оттенки в декоре делают серый цвет еще более холодным и четким по сравнению с ним. Фиолетовый и зеленый также могут придать яркость.
Уделяя внимание материалам, освещению, отражениям и цветовым сочетаниям, вы можете помочь предотвратить появление нежелательных коричневых оттенков в нейтральных серых тонах.
Хотя мы можем визуально воспринимать коричневатые эффекты в сером цвете, мы также можем проанализировать их с научной точки зрения, измеряя длины волн света. Спектрофотометры и колориметры определяют точное распределение спектральной мощности материалов, чтобы определить их истинные координаты цветности.
Пропуская свет через или от серого образца и анализируя полный видимый цветовой спектр от 400 до 700 нм, мы можем нанести его местоположение на диаграмму цветности CIE. Это позволяет нам численно различать чистые серые цвета от более коричневатых тонов.
В таблице ниже показаны репрезентативные спектральные показания, сравнивающие нейтральный 50% серый цвет с более коричневатым серым цветом.
Длина волны (нм) | Коэффициент отражения нейтрального серого цвета, % | Коэффициент отражения коричнево-серого цвета, % |
400 (фиолетовый) | 18 | 12 |
450 (синий) | 25 | 18 |
500 (зеленый) | 35 | 28 |
550 (желтый) | 40 | 38 |
600 (оранжевый) | 38 | 40 |
650 (красный) | 28 | 35 |
700 (темно-красный) | 12 | 18 |
Эти данные показывают, как коричневато-серый цвет отражает больше длинных волн красного/оранжевого цвета по сравнению с более короткими синими/зелеными по сравнению с нейтральными оттенками серого. Научное измерение подтверждает смещение цветового баланса, которое создает воспринимаемую коричневость в сером.
Хотя это и кажется простым, причины, по которым серый кажется коричневатым, раскрывают сложную природу цвета. Не требуется никакого врожденного коричневого пигмента. Вместо этого сочетание освещения, качеств материала, эффектов старения, окружающих цветов и оптических явлений модулирует наше цветовое зрение, заставляя чистые серые цвета выглядеть грязными или теплыми. Необходим тщательный контроль всех этих факторов для поддержания неуловимого восприятия истинного нейтрального серого.
Итак, вкратце, «серый, который выглядит коричневым» часто является просто иллюзией. С помощью научного измерения и тщательной калибровки материалов и условий то, что изначально кажется коричневатым, может оказаться не более чем гнусной игрой света.