Черно-белые картины создавались художниками на протяжении столетий и продолжают пользоваться популярностью сегодня. Отсутствие цвета упрощает картину до ее основных элементов — форм, текстур, света и тени. Когда цвет удален, зрителю приходится смотреть глубже, чтобы понять смысл, стоящий за картиной. Существует несколько распространенных интерпретаций и применений черного и белого в искусстве.
Самое элементарное различие — между черным и белым. Эти противоположные цвета используются символически для представления различных концепций:
| Черный | Белый |
| Тьма | Свет |
| Зло | Добро |
| Смерть | Жизнь |
| Отчаяние | Надежда |
| Невежество | Знание |
| Отрицательный | Положительный |
Итак, черно-белая картина, на которой изображены белые птицы, вылетающие черной пещеры может символизировать победу добра над злом или надежду, возникающую из отчаяния. Черный фон с небольшим белым светом может указывать на искру надежды в темном мире.
Художники часто используют черный и белый цвета символически, особенно в абстрактных композициях. Например, Эд Рейнхардт рисовал полностью черные холсты, чтобы побудить к медитации о тьме. Агнес Мартин использовала тонкие тона серого для изображения интроспекции и ментальных состояний. Джорджия О'Киф использовала строгий черный и белый цвета для изображения контрастных аспектов объектов, таких как кости животных.
Устранение цвета из картины переносит все внимание на формы в композиции. Зритель вынужден ценить иллюзию глубины и перспективы, а также контрасты в текстуре и тональности. Тени становятся более выраженными без отвлечения цвета. Черный и белый цвета подчеркивают основные визуальные элементы контура, формы, узора и световых эффектов.
Многие художники 20-го века воспользовались этим. Пикассо, Брак и другие художники-кубисты ограничивали свои палитры, чтобы подчеркнуть геометрические формы в своих абстрактных фигурах и объектах. Психологическая художница Кете Кольвиц использовала только черный, белый и серый цвета в своих эмоциональных отпечатках человеческих страданий. Без цвета визуальное воздействие этих работ усиливается.
До изобретения фотографии монохромная живопись служила практической цели документирования истории. Военные завоевания, королевские портреты и монументальные события были запечатлены в черных, белых и серых тонах. Подробные буржуазные бытовые сцены Вермеера дают представление о голландской жизни 17 века.
Гризайль, монохромная техника, предназначенная для имитации скульптуры, использовалась в религиозных алтарях и церковных фресках. Благодаря копированию камня или бронзы в краске произведение искусства казалось более постоянным, вечным и божественным.
В эпоху Возрождения гризайль также использовалась для подмалевка. Многие мастера начинали картину, набрасывая фигуры и композицию в черно-белом цвете, прежде чем медленно наращивать цветовые слои. Этот первоначальный подмалевок помогал установить тональные значения.
Изобретение фотографии оказало большое влияние на живопись. Черно-белые фотографии предлагали новые композиционные перспективы, которые художники творчески адаптировали. Фотография также стимулировала новаторство в живописи, поскольку художники реагировали на механическое воспроизведение красочными абстрактными стилями.
Но некоторые новаторские современные художники были вдохновлены монохромным видом пленочной фотографии. Завораживающие городские пейзажи Эдварда Хоппера имитируют мрачное освещение и угрюмость фильмов нуар. Герхард Рихтер размывал и затемнял свои картины, чтобы добиться фотографических эффектов в красках. Крупное кадрирование, необычные ракурсы и повседневные композиции в стиле моментальных снимков вошли в живопись, когда современная живопись жизни догнала фотографию.
Экспрессионисты использовали силу черного и белого, чтобы передать внутреннее смятение и сильные эмоции. Неестественное, высококонтрастное освещение подчеркивало чувства страха, страдания, одержимости и истерии. Субъекты часто были изолированы на голых черных холстах, подсвеченных в темноте, как сцена из фильма ужасов.
Экспрессионистские портреты Оскара Кокошки используют мазки серых тонов, чтобы передать психологическую тревогу. Религиозные работы Эмиля Нольде сочятся черной тенью и белым светом, чтобы усилить духовный экстаз. Знаменитая картина Эдварда Мунка «Крик» использует кроваво-красное небо на фоне черной воды, чтобы воплотить всепоглощающий страх и отчаяние.
Многие современные художники черпали вдохновение в африканских и океанических племенных масках, скульптуре и текстиле. Смелые абстрактные рисунки и грубые поверхности предлагали новые возможности для выражения.
Пикассо, Матисс и немецкие экспрессионисты использовали визуальную силу и суровую геометрию примитивных черно-белых узоров в своих работах. Гоген часто использовал большие области плоского черного цвета, чтобы сгладить перспективу и усилить декоративные эффекты. Использование силы негативного пространства позволяло этим художникам сосредоточиться на чистой существенной форме.
Художники-сюрреалисты использовали силу иррационального разума через зловещие образы сновидений и причудливые сопоставления. Отвернувшись от наблюдаемой реальности, они полагались на психическую импровизацию и подсознание для фантастических сюжетов.
Картины сюрреалистов часто имеют схематичное, автоматическое качество с плавающими контурами и непрозрачными тенями. Магритт использовал черный и белый цвета, чтобы усилить невозмутимую странность своих обычных объектов в иррациональных условиях. Dal?? использовал монохромные белые пространства, чтобы изолировать и подчеркнуть сверхъестественные двойные образы в его тающих фантастических пейзажах.
После того, как абстрактный экспрессионизм доминировал в искусстве с красочным жестовым разбрасыванием краски, некоторые художники восстали против крайнего упрощения минимализма. Жесткая черно-белая геометрическая абстракция обнажила искусство до основных линий, форм и контрастов. Скульпторы, такие как Фрэнк Стелла, также создавали неукрашенные черные минималистские объекты.
В ответ на минимализм поп-арт вновь ввел цвет и изображение в смелом графическом стиле. Но поп-художники, такие как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, часто включали сплошные черные контуры и точки-бендеи, чтобы сгладить пространство и отразить методы печати в массовых СМИ. Строгие черно-белые элементы вернули истоки поп-арта в газетных объявлениях и комиксах.
Художники-постмодернисты представили новые черно-белые подходы в ответ на коммерциализацию и средства массовой информации. Концептуальный художник Джозеф Кошут писал картины, используя только текст на белых холстах, чтобы вызвать вербальную, а не визуальную интерпретацию. Джон Балдессари создавал бесстрастные черно-белые холсты, стирая красочные изображения, сосредотачиваясь только на оставшихся абстрактных формах.
Марсель Дюшан рисовал тени и узоры пыли прямо на холсте и называл результаты реди-мейдами, бросая вызов традиционному художественному языку. Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг включили монохромные белые панели и черные контуры в свои объединенные работы в жанре живописи и коллажа, исследуя размытость искусства и жизни.
Сегодня черно-белая живопись охватывает все эти традиции — от символической до минималистской и концептуальной. Некоторые современные художники используют ограниченные палитры черного и белого, чтобы уменьшить визуальный шум и очистить предметы до элементарных. Другие накладывают слои черного на белый грунт, чтобы достичь абстракций с глубиной, соскабливая, чтобы выявить намеки на белый цвет под ним. Фотореалистичные рисунки углем запечатлевают мир в скрупулезных тональных деталях.
Новые черно-белые подходы продолжают развиваться по мере того, как художники разрабатывают этот мощный элементарный контраст. Противостояние света и тьмы по-прежнему заставляет художников исследовать фундаментальные тайны человеческого состояния через упрощенные формы и линии. Исключая цвет, черно-белый подход подчеркивает то, что является наиболее существенным как в искусстве, так и в жизни.
На протяжении столетий черно-белая живопись служила многим целям и интерпретациям. Художники использовали ограниченные палитры для символических значений, формального акцента, документальных целей, фотографического вдохновения, выразительной силы и концептуальной коммуникации. От средневековых алтарей до поп-арта визуальное напряжение между тьмой и светом продолжает придавать черно-белому искусству непреходящее влияние. Мир без цвета сводит искусство к его самым базовым, но убедительным элементам.