На стандартном цветовом круге черный и белый представляют нейтральные цвета, которые находятся друг напротив друга. Черный — это отсутствие цвета, в то время как белый содержит полный спектр света. Понимание того, где черный и белый располагаются на цветовом круге, дает представление о теории цвета и практическом применении в дизайне.
Базовый цветовой круг состоит из 12 различных оттенков — 3 основных цвета, 3 дополнительных цвета и 6 дополнительных цветов. Основные цвета — красный, желтый и синий. Вторичные цвета создаются путем смешивания двух основных цветов — зеленого (синий + желтый), оранжевого (красный + желтый) и фиолетового (красный + синий). Третичные цвета создаются путем смешивания основного и дополнительного цвета рядом друг с другом на круге, например, красно-фиолетовый и сине-зеленый.
На стандартном цветовом круге дополнительные цвета находятся друг напротив друга. Дополнительные пары сильно контрастируют, создавая яркий образ при совместном использовании. Вот несколько примеров дополнительных цветов: красный/зеленый, оранжевый/синий и желтый/фиолетовый. Разделенная дополнительная схема использует цвет и два оттенка, смежные с его дополнительным. Это создает более тонкий и сложный эффект, чем прямые дополнительные цвета.
Черный и белый располагаются по диагонали друг напротив друга на цветовом круге. Они представляют нейтральные цвета без определенных длин волн и оттенков. Однако черный и белый взаимодействуют с цветом важными способами.
Черный | Поглощает весь свет, отсутствие цвета |
Белый | Отражает все цвета света |
Белый цвет содержит все длины волн в спектре видимого света. Когда белый свет падает на объект, определенные длины волн поглощаются, а другие отражаются обратно в наши глаза. Это создает цвет объекта.
Черный цвет противоположен ему — он поглощает все длины волн видимого света, ничего не отражая. Мы видим черный цвет, когда ни одна длина волны не достигает нашего глаза. Это пустота или отсутствие света.
Таким образом, хотя они сами по себе нейтральны, черный и белый оказывают сильное влияние на цвет, с которым взаимодействуют. Добавление белого делает цветовой оттенок светлее, а добавление черного дает тень.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые цветовые свойства и эффекты черного и белого:
Как противоположности, черный и белый уравновешивают друг друга. Как инь и ян, они содержат семена друг друга — белый на пике интенсивности может казаться ослепляющим, как черный; черный может отражать свет, как белый, если он матовый.
Черный и белый — мощные инструменты для дизайнеров. Вот некоторые из наиболее эффективных способов их использования:
Сочетания черного и белого создают поразительные высококонтрастные дизайны. Используйте в основном черный с белыми акцентами или в основном белый с черными акцентами. Высокая контрастность передает определенные стили и настроения, такие как ретро, панк-рок, модерн, авангард.
Самые ранние цветовые круги датируются 18 веком. Сэр Исаак Ньютон разработал первую круговую диаграмму, отображающую спектр видимого света, в 1664 году. В 1704 году Ньютон связал семь цветов радуги с музыкальными нотами.
Красный | Оранжевый | Жёлтый | Зелёный | Синий | Индиго | Фиолетовый |
До | Ре | Мя | Фа | Со | Ля | Ти |
Это легло в основу цветовой музыки, идея, что цвета и музыкальные тона связаны. Иоганн Вольфганг фон Гете позже разработал более психологическое цветовое колесо в 1810 году, связав каждый оттенок с определенным эмоциональным состоянием.
В начале 1800-х годов сэр Дэвид Брюстер создал цветовое колесо, показывающее отношения между первичными, вторичными и третичными цветами. Филипп Отто Рунге расширил это оптическое цветовое колесо своим Farbenkugel (цветовая сфера) в 1810 году.
Современные цветовые колеса основаны на цветовых моделях RYB (красный, желтый, синий) и RGB (красный, зеленый, синий). RYB представляет собой смешивание красок, в то время как RGB показывает смешивание света.
Хотя цветовые колеса продолжали развиваться, базовый формат первичных, вторичных и третичных цветов в круге остается в значительной степени неизменным с начала 19 века. Цветовой круг остается основополагающим инструментом для теории цвета, композиции и дизайна.
С традиционными средами на основе красок каждый цвет приходилось кропотливо смешивать вручную. Развитие цифрового дизайна вывело цветовые круги в цифровую сферу.
Цифровые палитры цветов позволяют дизайнерам мгновенно выбирать из миллионов предварительно смешанных оттенков. Такие инструменты, как Adobe Color, предоставляют цифровым цветовым кругам расширенные функции:
Цифровые круги позволяют дизайнерам мгновенно экспериментировать с цветовыми схемами по сравнению с медленным смешиванием красок вручную. Тем не менее, физические цветовые круги по-прежнему могут быть полезным визуальным ориентиром и инструментом обучения.
Помимо эстетического воздействия, цвета также несут в себе психологические ассоциации и символизм. Вот некоторые типичные значения:
Красный | Страсть, волнение, интенсивность |
Оранжевый | Веселый, молодой, энергичный |
Жёлтый | Радость, счастье, оптимизм |
Зеленый | Естественный, стабильный, исцеляющий |
Синий | Спокойный, мирный, заслуживающий доверия |
Фиолетовый | Духовный, мистический, творческий |
Однако значения цветов во многом зависят от контекста. Красный может символизировать гнев, опасность или страсть в зависимости от того, как он используется. Ассоциации также меняются между культурами и со временем.
Черный часто ассоциируется с темнотой, трауром и негативными эмоциями в западных культурах. Но во многих странах Восточной Азии белый цвет олицетворяет смерть и неудачу.
Дизайнеры должны исследовать цветовую символику для своей конкретной аудитории, а не полагаться на широкие обобщения.
Хотя черный и белый нейтральны на цветовом круге, они оказывают большое влияние на то, как воспринимаются другие оттенки. Черный добавляет контраст и глубину, в то время как белый осветляет и делает ярче соседние цвета. Они представляют крайности тьмы и света.
Понимание того, где черный и белый располагаются на цветовом круге, дает дизайнерам больше контроля над цветовыми схемами. Цветовой круг является ценным инструментом для гармоничного комбинирования и координации цветов. Будь то с помощью традиционных красок или цифровых программ, цветовой круг остается незаменимой основой для эффективного и стратегического использования цвета.