Метод печати в темной комнате относится к историческому фотографическому процессу получения отпечатков с негативов пленки внутри затемненной комнаты. До того, как цифровая фотография стала мейнстримом, темная комната была неотъемлемой частью фотографии и проявки пленки. Фотографы снимали изображения на пленку, проявляли негативы, а затем использовали увеличители и химические ванны, чтобы экспонировать фотобумагу на свету и создавать отпечатки. Процесс печати в темной комнате позволял в высокой степени контролировать экспозицию, контрастность, кадрирование, осветление и затемнение для создания желаемого вида конечного отпечатка. Хотя цифровые процессы сделали печать в темной комнате устаревшей для большинства фотографов, некоторые традиционалисты и художники по-прежнему предпочитают творческую гибкость и практический характер аналоговой темной комнаты.
Вот обзор основных этапов рабочего процесса печати в темной комнате:
Каждый из этих шагов Для правильного выполнения требуются специализированное оборудование, химикаты и методы. Освоение процесса печати в темной комнате потребовало значительной подготовки, навыков и художественного чутья.
Полностью оборудованная фотолаборатория содержала следующие основные компоненты:
Во время процесса печати темная комната должна быть полностью светонепроницаемой. Окна и источники внешнего света должны быть устранены. Фотографы строили темные комнаты в комнатах без окон в домах, студиях, школах и лабораториях.
Типичная планировка темной комнаты располагала оборудование в рабочем процессе от проявки пленки до финишной обработки печати. Увеличители устанавливались на одной стороне комнаты рядом с лотками с химикатами. Раковины для промывки отпечатков находились на противоположной стороне. Безопасные лампы подвешивались над головой или располагались по мере необходимости. Между каждой станцией был четкий рабочий путь.
Фотографы использовали различные химические растворы во время печати в темной комнате, с которыми нужно было обращаться осторожно:
Химикат | Использование |
---|---|
Проявитель | Реагирует с экспонированными кристаллами галогенида серебра на бумаге, создавая изображение. |
Стоп-ванна | Останавливает проявление и фиксирует изображение. |
Фиксаж | Удаляет неэкспонированный галогенид серебра, чтобы стабилизировать изображение. |
Смачивающий агент | Снижает поверхностное натяжение воды, предотвращая появление водяных пятен. |
Химические вещества должны были быть подготовлены и поддерживаться в правильном разбавлении и температуре. Термометры помогали фотографам поддерживать требуемую температуру. Поддоны с химикатами располагались близко друг к другу, чтобы обеспечить плавный рабочий процесс во время проявки.
Поскольку процесс печати требовал полной темноты, фотографы использовали защитные лампы, обеспечивающие минимальное освещение, чтобы они могли видеть во время работы. Защитные лампы излучали длины волн света, которые не засвечивали фотобумагу. Распространенные типы защитных ламп включали:
Фотографам приходилось выбирать безопасные лампы, подходящие для используемой бумаги. Поддержание безопасного освещения на минимально необходимой яркости и поддержание расстояния от бумаги помогало предотвратить случайное экспонирование или запотевание.
Увеличители состояли из источника света, конденсора, держателя негатива, линзы и регулируемого мольберта, удерживающего фотобумагу. Фотографы подготовили увеличитель следующим образом:
С негативами нужно было обращаться осторожно, чтобы не допустить царапин или отпечатков пальцев, которые будут видны на готовых отпечатках. Рекомендовались хлопчатобумажные перчатки. Негативы вставлялись эмульсионной стороной вниз.
Правильное время экспозиции нужно было определить для каждого негатива. При выключенном безопасном свете фотограф использовал тестовые полоски фотобумаги для создания тестовых отпечатков с различным временем экспозиции. Идеальная экспозиция показала чистый черный цвет и хорошую контрастность без размывания светлых участков. Экспозиция должна была учитывать такие переменные, как:
Создание тестовой полоски для каждого негатива гарантировало правильную компенсацию экспозиции. Таймеры увеличителей помогали фотографам контролировать время тестовой и производственной экспозиции.
Во время и после экспонирования отпечатки приходилось обрабатывать в полной темноте, чтобы предотвратить случайное дополнительное экспонирование. Время и перемешивание во время химической обработки также имели решающее значение. Рабочий процесс печати проходил через следующие этапы:
Фотографам приходилось минимально использовать безопасное освещение между этапами, чтобы проверять проявление отпечатков и избегать передержки. Правильные методы перемешивания предотвращали неравномерное проявление. На протяжении всего процесса рабочие отпечатки приходилось обрабатывать только по краям с помощью щипцов.
Опытные печатники в темных комнатах использовали различные техники во время экспозиции для управления контрастностью и световыми эффектами:
Эти методы позволяли фотографу затемнять светлые участки или осветлять тени для отпечатка, который соответствовал желаемому видению. Специализированные инструменты для темной комнаты, такие как инструменты Dodge/Burn и контрастные фильтры, помогли в этом процессе.
Техники осветления и затемнения | Эффекты |
---|---|
Вырезы из картона, пальцы или руки используются для выборочной блокировки света во время экспозиции. | Создает более светлые области (эффект осветления) на окончательном отпечатке. |
Трафареты, вырезанные отверстия или руки печатника направляют свет на определенные области во время экспозиции. | Создает более темные области (эффект выгорания) на окончательном отпечатке. |
Кратковременное открытие затвора увеличителя во время полной экспозиции. | Вспышка света только на выбранной области отпечатка. |
Рабочий процесс печати в темной комнате проходил через три основных этапа:
Эффективные специалисты темной комнаты разработали плавные ритмы перемещения между увеличителями, лотками и раковинами по мере прохождения нескольких отпечатков через эти этапы. Тусклое безопасное освещение облегчало перемещение по неосвещенному пространству.
В темной комнате было много потенциальных опасностей. Фотографам пришлось принять меры предосторожности:
Соблюдение основных мер безопасности помогло создать эффективную производительную темную комнату, свободную от опасностей для здоровья и физических факторов.
Аналоговый процесс печати в темной комнате имел уникальные преимущества:
Для многих ритмичный процесс в темной комнате и алхимия преобразования сырых негативов в идеальные отпечатки имели внутренние преимущества помимо конечного продукта.
Метод темной комнаты также имел некоторые недостатки:
Поскольку фотографы работали над оптимизацией и автоматизацией процесса, цифровые технологии в конечном итоге предоставили доступную альтернативу. Но для преданных своему делу практиков недостатки темной комнаты перевешивались мастерством и визуальным мастерством, которые позволял этот процесс.
Хотя популярность печати в темной комнате снизилась с ростом цифровой фотографии, аналоговый процесс по-прежнему занимает важное место в истории фотографии. Десятилетиями культовые фотографии проходили через увеличители и химические лотки в темных комнатах по всему миру. Освоение технических тонкостей требовало обширной подготовки и мастерства. Но с опытом фотографы обретали непревзойденный творческий контроль над своими изображениями. Многие художники сегодня продолжают практиковать традиционную печать в темной комнате ради ее практических наград и несравненного качества печати. Хотя оборудование и знания о процессе могут быть труднодоступны, магия темной комнаты продолжает жить.