Бирюзовый и чирок — красивые сине-зеленые цвета, которые ценились на протяжении тысячелетий. Хотя их часто используют как взаимозаменяемые, на самом деле это разные оттенки. Бирюзовый — немного более зеленый, холодный тон, в то время как чирок — более глубокий, насыщенный цвет с большим количеством синего. Оба обязаны своими оттенками присутствию меди. Давайте подробнее рассмотрим эти потрясающие оттенки и способы их получения.
Бирюза получила свое название от драгоценного камня того же цвета. Этот непрозрачный сине-зеленый минерал добывался с древних времен в таких местах, как Иран, Афганистан и Синайский полуостров. Слово «бирюза» восходит к 16 веку и происходит от французского слова «турецкий камень», поскольку он был впервые привезен в Европу венецианскими торговцами из Турции.
Первоначально бирюзовые пигменты изготавливались путем измельчения камней. Цвет стал ассоциироваться с натуральным драгоценным камнем. Древние египтяне украшали себя бирюзовыми украшениями, а ацтеки использовали его для украшения церемониальных масок. В Персии считалось, что бирюза обладает защитными свойствами.
Название цвета «Teal» появилось позднее. Впервые оно вошло в употребление в начале 20 века и названо в честь обычного чирка, вида утки с голубовато-зелеными перьями. В то время как у бирюзы больше зеленых оттенков, в чироке больше синего. Как пигмент, чирок находится между изумрудным и голубым на цветовом круге. Его первое зарегистрированное использование в качестве названия цвета на английском языке было в 1917 году.
Натуральная бирюза обязана своим отличительным цветом гидратированному фосфату меди и алюминия. Медь обеспечивает синие тона, а фосфат и вода дают более зеленоватые оттенки. Аналогично, пигменты, которые производят бирюзовый и сине-зеленый цвета, обычно являются соединениями меди.
Некоторые ключевые бирюзовые и сине-зеленые пигменты включают в себя:
– Карбонат меди – этот бирюзовый пигмент использовался с древности. Он обеспечивает более зеленый оттенок бирюзы.
– Ацетат меди – дает более глубокий, насыщенный бирюзовый или сине-зеленый цвет в зависимости от формулы.
– Фталоцианин меди – синтетический органический пигмент, используемый для типографских красок. Он дает оттенок от сине-зеленого до средне-бирюзового.
– Сульфат меди – в сочетании с известью дает египетский синий, древний бирюзовый пигмент.
– Пигмент халькоцианит – содержит медь, алюминий и серу. Он создает более яркий, слегка зеленоватый бирюзовый цвет.
| Пигмент | Состав | Производимый цвет |
|---|---|---|
| Карбонат меди | CuCO3 | Более зеленый бирюзовый |
| Ацетат меди | Cu(C2H3O2)2 | От бирюзового до бирюзового |
| Фталоцианин меди | C32H16CuN8 | От бирюзового до средне-бирюзового |
Хотя изначально использовались натуральные медные пигменты, большинство современных бирюзовые и сине-зеленые красители и пигменты являются синтетическими.
Существует несколько способов получения бирюзовых и сине-зеленых пигментов для красок, чернил и красителей. Вот несколько распространенных методов:
– **Осаждение соединений меди** – Осаждение меди из растворов сульфата меди или ацетата меди приводит к образованию соединений, подобных карбонату меди. Размер частиц и условия осаждения определяют оттенок.
– **Обжиг медных минералов** – Такие минералы, как малахит, можно обжигать при высокой температуре для получения пигментов оксида меди от бирюзового до сине-зеленого цвета.
– **Сочетание синих и зеленых пигментов** – Не все бирюзовые/сине-зеленые пигменты содержат медь. Эти цвета также можно получить, смешивая подходящие зеленые и синие пигменты в разных пропорциях.
– **Окрашивание медными соединениями** – Ткани можно окрасить в бирюзовый или сине-зеленый цвет, используя ацетат меди или сульфаты меди в сочетании с аммиаком для получения цвета непосредственно на волокнах.
– **Использование органических пигментов** – Современные фталоцианиновые и антрахиноновые пигменты дают яркие бирюзовые и сине-зеленые оттенки для чернил и пластика.
Конкретный выбор пигмента или красителя зависит от материала и области применения. Художники могут предпочесть минеральные или осажденные пигменты за их текстуру и естественный вид. Принтеры и промышленные покрытия используют более стабильные синтетические органические пигменты.
Чтобы получить домашнюю краску бирюзового или бирюзового цвета, вот несколько простых рецептов:
Бирюзовая темперная краска
– 2 чайные ложки карбоната меди или сульфата меди
– 1 столовая ложка известковой воды или гидроксида кальция
– 2 чайные ложки клея или яичного желтка
– Смешайте ингредиенты, чтобы получить краску. Отрегулируйте соотношение соединения меди и извести, чтобы изменить оттенок.
Бирюзовая акриловая краска
– 5 частей акрилового геля-медиатора
– 3 части пигмента фталоцианина меди
– 2 части белой акриловой краски
– Тщательно перемешайте и при необходимости добавьте воды для разбавления. Сделайте более зеленую бирюзу, добавив больше синей или зеленой краски.
Бирюзовая казеиновая краска
– 2 столовые ложки карбоната меди или другого бирюзового пигмента
– 1 стакан казеинового или молочно-белкового клея
– 1/2 стакана известковой воды
– Тщательно смешайте казеин и известковую воду. Постепенно просейте и размешайте медный пигмент до желаемого оттенка.
Натуральные волокна, такие как хлопок, лен и шелк, легко принимают бирюзовые и бирюзовые красители. Вот несколько распространенных методов окрашивания:
**Использование пищевого красителя** – Простой способ окрасить ткань в бирюзовый или бирюзовый цвет заключается в том, чтобы смешать 2-3 капли синего пищевого красителя с 1 каплей зеленого в 1 стакане теплой воды. Погрузите ткань в красильную ванну на 30 минут или более.
**Бирюзовый с медью и аммиаком** — Замочите ткань в растворе 3 столовых ложек сульфата меди и 1/4 стакана аммиака, разведенных в 2 стаканах теплой воды. Это дает более насыщенный бирюзовый цвет, который прочно связывается с натуральными волокнами.
**Бирюзовый с красителями, активными для волокон** — Красители, активные для волокон, позволяют напрямую наносить яркие бирюзовые и бирюзовые цвета на ткани на растительной основе. Следуйте инструкциям на упаковке, чтобы получить желаемую интенсивность.
**Перекрашивание** — Сначала покрасьте ткань в светло-голубой цвет, затем ненадолго окуните в ванну с желтым красителем, чтобы получить цвет бирюзы. Исходный синий цвет смешивается с желтым красителем, давая оттенок тил.
Обязательно постирайте и тщательно прополощите ткань после окрашивания, чтобы удалить излишки пигмента.
Помимо красок, чернил и красителей, бирюзовый и тиловый цвета имеют множество других декоративных и коммерческих применений:
– Косметика – Тени для век, лаки для ногтей, помады, румяна
– Одежда – Рубашки, платья, галстуки, подкладки
– Товары для дома – Посуда, бытовая техника, мебель
– Изделия из кожи – Обувь, сумки, ремни
– Пластмасса – Игрушки, телефоны, потребительские товары
– Продукты питания и конфеты – Глазурь, желе, украшения для тортов
– Татуировки – Яркие бирюзовые и тиловые цвета делают татуировки привлекательными
Прохладная, освежающая цветовая палитра пользуется большой популярностью у всех виды продукции. И бирюзовый, и сине-зеленый хорошо подходят в качестве акцентных цветов для создания захватывающего контраста на нейтральном фоне. Их моделирующие свойства также позволяют создавать мягкие, спокойные цветовые градиенты. От электроники до ванн и кормушек для птиц, бирюзовый и сине-зеленый пронизывают наш искусственный мир.
Эти яркие сине-зеленые оттенки оказывали сильное влияние на искусство и дизайн на протяжении всей истории. Вот некоторые культурные достопримечательности:
– **Древнее искусство** – бирюзовая глазурь украшала керамику в Древнем Египте, ацтеки красили храмы майя в бирюзовый цвет, а персидские артефакты широко использовались в качестве элитного цвета.
– **Импрессионизм** – Клод Моне и другие художники-импрессионисты использовали бирюзу для передачи световых эффектов и теней, например, отражений в пруду с водяными лилиями.
– **Лампы Тиффани** – Дизайнер витражей Луис Комфорт Тиффани создал фирменные лампы и окна из бирюзового и сине-зеленого стекла.
– **Гавайская культура** – Жители Гавайев ассоциируют бирюзу с морем и включают ее в такие ткани, как ткань тапа.
– **Коренные американцы Юго-Запада** – Такие племена, как навахо, зуни и хопи, славятся своими смелыми бирюзовыми украшениями.
– **Ар-деко** – стиль ар-деко 1920-х годов использовал бирюзовые и сине-зеленые акценты в мебели, моде и архитектуре.
– **Ретро-дизайн** – От бытовой техники до униформы дизайнеры середины века использовали яркие бирюзовые и бирюзовые цвета как футуристические.
Даже сегодня бирюзовые и бирюзовые цвета остаются востребованными оттенками, которые придают креативный, живой штрих.
| Период времени | Использование бирюзового и бирюзового цветов |
|---|---|
| Древние культуры | Керамическая глазурь, храмовые краски, ювелирные изделия |
| 19 век | Картины импрессионистов, лампы Тиффани |
| Начало 20 века | Дизайн в стиле ар-деко, гавайская ткань тапа |
| Середина века | Ретро-бытовая утварь, искусство коренных американцев |
Бирюзовый и бирюзовый имеют удивительную историю, охватывающую культуры и эпохи. В то время как бирюзовый склоняется к зеленому, бирюзовый содержит больше синего, но оба имеют общую основу из медных соединений. Эти минеральные пигменты изначально были получены из драгоценных камней и медных руд, но сегодня более распространены синтетические. Будь то создание индивидуальной краски, окрашивание ткани или украшение комнаты, бирюзовый и бирюзовый привносят живую, но расслабляющую атмосферу. Их прохладные, водянистые оттенки привлекали людей по всему миру на протяжении тысяч лет и, вероятно, продолжат оставаться основными элементами цветовой палитры в будущем.