Термин «черный ящик» относится к бортовым самописцам и бортовым речевым самописцам на самолетах. Эти устройства записывают полетные данные и аудиосигналы кабины соответственно, чтобы помочь следователям понять, что произошло в случае аварии. Несмотря на то, что бортовые самописцы называются «черными ящиками», на самом деле они окрашены в ярко-оранжевый или красный цвет, чтобы их было легче обнаружить на месте крушения. Это кажется нелогичным, так почему же их называют черными ящиками, если они красные? Есть несколько возможных объяснений.
Термин «черный ящик» изначально использовался в 1940-х годах персоналом британских Королевских ВВС. В то время бортовые самописцы были окрашены в черный цвет и состояли из относительно грубых ранних технологий. Прозвище «черный ящик» закрепилось даже после того, как устройства были усовершенствованы и окрашены в разные цвета. Таким образом, термин появился еще до перехода на более яркие цвета, такие как красный и оранжевый.
Некоторые из ранних причин, по которым «черный ящик» был подходящим описанием:
Поэтому персонал Королевских ВВС 1940-х годов называл их черными ящиками, потому что это было точным описанием ранней технологии. Название просто сохранялось еще долгое время после того, как ящики перестали быть черными.
Ключевым достижением стало то, что регистраторы полетных данных стали ярко окрашенными. Это гарантировало их быстрое обнаружение после аварий, особенно при столкновении с водой. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) требует, чтобы бортовые самописцы и бортовые речевые самописцы были окрашены в оранжевый или красный цвет.
Впервые ИКАО представила эту цветовую спецификацию в 1965 году. Требования обновлялись много раз на протяжении десятилетий, но по-прежнему предписывают яркий цвет. Последние стандарты указывают цветность «ярко-красновато-оранжевый» или «международный оранжевый».
Так почему же бортовые самописцы именно оранжевые или красные?
Яркий цвет обеспечивает быстрое обнаружение, извлечение и анализ «черного ящика» после аварии. Это напрямую способствовало повышению безопасности полетов за счет предоставления критически важных данных для определения причин аварий.
Учитывая, что регистраторы полетных данных на самом деле не были черными в течение многих десятилетий, появились некоторые альтернативные термины:
Но «черный ящик» остается наиболее широко используемым и узнаваемым термином, даже среди профессионалов в области авиации. Это прозвище броское и вызывающее воспоминания, поэтому оно закрепилось еще долгое время после того, как регистраторы полетных данных перешли на яркие цвета.
Термин «черный ящик» также был принят более широко для обозначения любого записывающего устройства. Другие транспортные средства, такие как поезда, корабли и автомобили, теперь имеют аналогичное оборудование. Их также часто называют черными ящиками, хотя многие из них окрашены в оранжевый или красный цвет для видимости.
Этот термин также используется в вычислительной технике и инженерии для устройств или систем, которые можно просматривать исключительно на основе входных и выходных данных, без знания внутренней работы. Например:
Так что во многих областях «черный ящик» теперь относится к любой системе, внутренние механизмы которой скрыты или загадочны. Но изначально источником вдохновения были бортовые самописцы в авиации.
Современные бортовые самописцы очень сложны. Тем не менее, их по-прежнему повсеместно называют черными ящиками. Некоторые ключевые факты об их текущей конструкции и технологии:
Современные черные ящики спроектированы так, чтобы выдерживать самые экстремальные условия крушения и предоставлять следователям важные данные.
Следующим крупным нововведением, вероятно, станет потоковая передача данных черных ящиков в режиме реального времени. Это может позволить удаленный мониторинг самолетов, терпящих бедствие, что потенциально поможет в реагировании на чрезвычайные ситуации. Данные также могут быть загружены во время полета для поддержки программ профилактического обслуживания.
Подводя итог, можно сказать, что бортовые самописцы и бортовые речевые самописцы по-прежнему называют «черными ящиками» из-за первоначального прозвища 1940-х годов. Однако с 1960-х годов их стали красить в ярко-оранжевый или красный цвет, чтобы их было легче найти после аварий. Термин «черный ящик» остается самым узнаваемым, несмотря на то, что он технически неточен. И теперь он расширился, чтобы обозначать многие записывающие устройства и непрозрачные системы за пределами авиации. Так что в конечном итоге называть их черными ящиками — это незначительная техническая неточность, которая помогает сохранить широко понимаемый, вызывающий воспоминания термин, который подчеркивает их важность в расследовании аварий и повышении безопасности полетов.