Основные цвета — красный, синий и желтый. Когда художники смешивают основные цвета, конечный цвет зависит от точных оттенков основных цветов и пропорций, в которых они смешаны. Возникает вопрос: если смешать красный, синий и желтый, всегда ли получится черный? Или результат зависит от конкретных используемых цветов? Давайте подробнее рассмотрим теорию цвета и смешивание красок, чтобы найти ответ.
В теории цвета основные цвета — это три пигментных цвета, которые нельзя смешать ни с какими другими цветами. Все остальные цвета получаются из комбинаций основных цветов. Для субтрактивного смешивания цветов с красками, красителями и чернилами основными цветами являются красный, желтый и синий. При смешивании двух основных цветов получается вторичный цвет:
Красный + Желтый | Дает | Оранжевый |
Желтый + Синий | Дает | Зеленый |
Синий + Красный | Дает | Фиолетовый |
Смешивание всех трех основных цветов краски вместе дает темно-коричневый или черный цвет. Но точный оттенок зависит от конкретных используемых основных пигментов.
Каждый основной цвет на самом деле содержит ряд оттенков. Не существует единого, определенного «красного», «синего» или «желтого». Например:
Кадмиевый красный |
Ализариновый малиновый |
Вермиллион |
Все это красные, но у них очень разные свойства. То же самое и для других основных цветов. Поэтому, смешивая их:
Кадмиевый желтый |
Ультрамариновый синий |
Ализариновый малиновый |
Дает очень глубокий, темный черновато-коричневый цвет. Но измените синий на:
Кадмий желтый |
Фтало синий |
Ализариновый малиновый |
И вы получите больше темно-фиолетового цвета. Точные тона основных цветов оказывают большое влияние на результат смешивания.
При рисовании смешивание цветов часто включает в себя не только основные цвета. Третичные цвета получаются путем смешивания основного цвета со вторичным цветом, расположенным рядом с ним на цветовом круге. Например:
Красный + Оранжевый | Делает | Красно-оранжевый |
Жёлтый + Зеленый | Делает | Желто-зеленый |
Синий + Фиолетовый | Делает | Сине-фиолетовый |
Добавление третичных цветов влияет на темноту смешанного цвета. Смешивание:
Кадмиевый красный |
Фталево-синий |
Кадмиевый желтый |
Производит очень темный коричневато-черный цвет. Но добавьте несколько третичных:
Кадмиевый красный |
Фтало-синий |
Кадмиевый желтый |
Фиолетовый |
Зеленый |
И вместо этого вы получите более светлый, серый, приглушенный черный.
Большинство акриловых и масляных красок выпускаются в цветных тюбиках или кюветах. Но художники также смешивают белую краску, чтобы осветлить и подкрасить другие цвета. Добавление белого к смеси основных цветов дает более светлые оттенки коричневого или серого вместо чистого черного.
Например, смешивание:
Кадмиевый красный |
Ультрамариновый синий |
Кадмиевый желтый |
Титановые белила |
Делает темно-угольно-серый цвет, а не черный. Чем больше добавлено белого, тем светлее становится смесь.
Пропорции каждого основного цвета, используемого при смешивании, также влияют на тон получаемого вторичного цвета. Смешивание равных частей красного, синего и желтого дает темно-грязно-коричневый. Но если вы используете больше одного основного цвета, чем другие, смесь будет смещена в сторону этого цвета.
Например, смешивание:
2 части кадмия красного |
1 часть фтало синего |
1 часть кадмия желтого |
Делает красноватый темно-коричневый вместо чистого черного. При смешивании:
1 часть кадмия красного |
2 части фтало синего |
1 часть кадмия желтого |
Делает более холодный, синеватый темно-серый. Регулировка соотношений основных цветов изменяет тон.
Один из способов изучения смешанных цветов — создание цветового круга с красками. Это включает в себя:
– Раскрашивание отдельных блоков каждого основного цвета (RYB) |
– Смешивание основных цветов для раскрашивания вторичных цветов (OGP) |
– Смешивание основных цветов с близлежащими вторичными цветами для раскрашивания третичных цветов |
– Смешивание смежных третичных цветов для заполнения пробелов |
Когда все цвета смешаны, центр круга приближается к темно-серому или черному. Но точный оттенок зависит от используемых цветов краски. Чтобы найти правильные основные цвета, которые смешиваются с идеальным черным, нужно экспериментировать.
Художественные краски бывают разных форм, которые ведут себя по-разному при смешивании:
– Масляные краски | Медленно сохнут, легко смешиваются |
– Акриловые краски | Быстро сохнут, трудно смешиваются |
– Акварельные краски | Очень жидкие, полупрозрачные смеси |
– Гуашь | Непрозрачные, матовые |
Масляные и акриловые краски лучше всего подходят для смешивания настоящего темного черного цвета благодаря своей непрозрачности и способности смешиваться. Акварель и гуашь, как правило, дают приглушенные, полупрозрачные коричневые оттенки вместо сплошного черного.
Художники также могут измельчать и смешивать свои собственные пигменты для смешивания цветов:
– Земляные пигменты | Красная/желтая охра, натуральная умбра |
– Минеральные пигменты | Азурит, малахит |
– Сажа | Сажа, древесный уголь |
Смешивание этих цветных порошков вместе дает иные результаты, чем предварительно смешанные краски. Насыщенные земляные тона, как правило, дают глубокие черные цвета. Но минеральные пигменты создают больше серых и умбровых оттенков. Пигмент углеродной сажи имеет решающее значение для смешивания полностью черного цвета.
Важно отметить, что смешивание красок — это метод субтрактивного цвета. Объединение цветов краски вместе поглощает некоторые длины волн света и отражает другие. Это отличается от аддитивного смешивания цветов со светом, как в компьютерных мониторах и телевизорах:
Субтрактивный: пигменты RYB | Аддитивный: свет RGB |
Поглощает некоторые длины волн | Излучает определенные длины волн |
Отражает другие | Объединяет длины волн |
Аддитивное смешивание RGB красного, зеленого и синего света дает белый, а не черный цвет. Это демонстрирует разницу между этими двумя методами цвета.
Другой подход к изготовлению черной краски заключается в использовании готовых черных пигментов вместо смешивания цветов:
– Черный слоновой кости | Сделан из жженой слоновой кости |
– Ламповая сажа | Сажа из масляных ламп |
– Марсовый черный | Сделан из оксида железа |
Эти настоящие черные пигменты дают самую глубокую и чистую черную краску. Но они могут быть дорогими по сравнению со смешиванием основных цветов. А смешанные черные цвета имеют больше тонального разнообразия.
Для окраски тканей черные чернила и красители являются удобной альтернативой смешиванию красок. Обычные черные красители включают:
– Экстракт кампешевого дерева |
– Чернила железного галла |
– Масляные черные красители |
Но эти красители для тканей не обладают непрозрачностью акриловых или масляных красок. Их смешивание, как правило, дает темные приглушенные тона, а не сплошной черный цвет.
Подводя итог, можно сказать, что смешивание основных цветов красного, желтого и синего НЕ дает автоматически черную краску. Конкретные оттенки основных цветов оказывают большое влияние, как и пропорции и соотношения смешивания. Непрозрачные масляные или акриловые краски дают лучшие черные цвета. Акварель и красители, как правило, дают только темные умбры и серые оттенки.
Чтобы смешать настоящий черный, нужны пигменты на основе углерода, а также насыщенные темные тона основных и вторичных цветов. Экспериментирование позволяет художникам найти правильные основные краски, которые в сочетании дают идеальный черный цвет. Но готовые черные пигменты гарантируют самый глубокий и чистый черный цвет.