Определение того, является ли цвет теплым или холодным, является важной концепцией в теории цвета. Теплые и холодные цвета могут вызывать разные настроения, эмоции и реакции в дизайне, фотографии и искусстве. Понимание того, как определять теплые и холодные тона, поможет вам создавать цветовые палитры с целью и намерением. В этой статье мы объясним, что такое теплые и холодные цвета, как их различать и как они используются в дизайне и искусстве.
Теплые и холодные цвета относятся к двум группам, на которые цвета можно разделить в зависимости от их положения на цветовом круге.
Теплые цвета включают оттенки красного, оранжевого и желтого. Они заряжают энергией и вызывают чувства тепла, комфорта и энергии. Теплые цвета, кажется, продвигаются в пространстве и привлекают внимание.
Холодные цвета включают оттенки синего, зеленого и фиолетового. Они успокаивают и вызывают чувства спокойствия, профессионализма и безмятежности. Холодные цвета отступают в пространстве, они успокаивают и пассивны.
Цветовая температура связана с тем, насколько близко цвет находится к красному или синему на цветовом круге. Красные, оранжевые и желтые оттенки содержат больше теплых полутонов, в то время как синие и зеленые содержат холодные полутона. Фиолетовые, как правило, более нейтральны, поскольку они представляют собой смесь теплого красного и холодного синего.
Существует несколько основных способов определить, является ли цвет теплым или холодным:
Как упоминалось выше, теплые цвета находятся на теплой стороне цветового круга, ближе к красному и оранжевому. Холодные цвета находятся на холодной стороне, ближе к синему и зеленому. Хотя цветовой круг обеспечивает базовую визуальную информацию для определения цветовой температуры, помните, что первичные и вторичные цвета имеют более четкие теплые/холодные обозначения, в то время как третичные цвета могут быть более нейтральными.
Изучение оттенков цвета дает важные подсказки о его температуре. Теплые цвета содержат оттенки желтого, оранжевого и красного. Холодные цвета имеют оттенки синего, зеленого и фиолетового. Нейтральные цвета содержат баланс оттенков.
Простой способ — сравнить цвет с цветами, которые определенно теплые или холодные. Держите свой цвет рядом с известным теплым цветом, например красным, и посмотрите, кажется ли он теплее или холоднее по отношению к нему. Сделайте то же самое с известным холодным цветом, например синим. Это относительное сравнение помогает выявить тонкие различия температур.
Наши глаза и разум, как правило, инстинктивно реагируют на цветовую температуру, которая может определить, является ли цвет теплым или холодным. Теплые цвета часто кажутся энергичными, смелыми и активными. Холодные цвета кажутся успокаивающими, отступающими и пассивными. Наблюдайте, как вы эмоционально реагируете на цвет, чтобы оценить его относительную теплоту или холодность.
Теплые и холодные цвета по-разному взаимодействуют с соседними оттенками. Теплые цвета делают соседние цвета более теплыми и более наступающими. Холодные цвета делают соседние оттенки более холодными и более отступающими. Наблюдение за тем, как цвет влияет на оттенки вокруг него, может подсказать его температуру.
При определении того, является ли определенный цвет теплым или холодным, помните эти советы:
– Контекст имеет значение. Цвет может восприниматься как теплый или холодный в зависимости от окружающих оттенков. Синий может казаться холодным на фоне оранжевого, но теплым на фоне других оттенков синего.
– Теплый/холодный — это относительно. Немногие цвета являются исключительно теплыми или холодными. Большинство содержат смесь полутонов, которые помещают их в континуум от теплого до холодного относительно.
– Яркость влияет на восприятие. Более яркие, насыщенные версии цвета часто кажутся теплее, чем приглушенные или затененные версии. Яркий бирюзовый будет выглядеть теплее, чем сероватый бирюзовый.
– Доверяйте своим глазам и эмоциям. Наши врожденные реакции на цвет дают важные подсказки об их теплоте или холодности. Прислушивайтесь к своей интуиции при оценке цветовой температуры.
Понимание теплых и холодных цветовых схем помогает информировать о преднамеренном и эффективном использовании цвета в дизайне, искусстве, фотографии и других визуальных областях. Вот несколько примеров эффективного использования теплых и холодных цветов:
Баланс теплых и холодных цветов создает визуально приятные, гармоничные цветовые схемы. Аналогичные схемы используют оттенки рядом друг с другом на цветовом круге, создавая гармонию за счет схожих полутонов. Дополнительные схемы объединяют противоположные цвета на круге, эффективно противопоставляя теплые и холодные цвета.
Теплые цвета привлекают визуальное внимание и выделяются рядом с холодными цветами. Стратегическое использование теплых тонов на фокусных элементах заставит их казаться более доминирующими. Холодные цвета визуально отступают, поэтому они хорошо подходят для фона.
Теплые цвета переднего плана заставляют элементы казаться ближе к зрителю, в то время как холодные цвета фона создают глубину и расстояние. Теплые цвета можно использовать для обозначения объектов на переднем плане, в то время как холодные цвета предполагают более далекие пространственные плоскости.
Теплые цвета вызывают волнение, страсть и энергию. Они хорошо подходят для живых, ярких объектов. Холодные цвета вызывают спокойствие, безмятежность и профессионализм. Они подходят для спокойных сцен, корпоративных стилей или серьезных тем.
В дизайне, вдохновленном природой, теплые цвета представляют такие вещи, как солнце, пустыни и тепло. Холодные цвета связаны с водой, льдом, небом и воздухом. Использование аналогичных природных цветовых схем затрагивает врожденные эмоциональные реакции.
Вот несколько примеров определенно теплых и холодных цветов:
Красный | Оранжевый | Желтый |
Бордовый | Персиковый | Янтарный |
Розовый | Коралловый | Золотой |
Бордовый | Терракотовый | Хаки |
Синий | Зеленый | Фиолетовый |
Голубой | Мятный | Лавандовый |
Темно-синий | Бирюзовый | Сиреневый |
Лазурный | Изумрудный | Орхидея |
Как показано, первичные и вторичные версии красного, оранжевого, желтого, синего, зеленого и фиолетового имеют четко теплые или холодные обозначения. Третичные цвета, такие как бирюзовый или персиковый, содержат больше цветовых смесей, помещая их в нейтральную или переходную теплую/холодную зону.
Некоторые цвета попадают в нейтральную переходную зону между теплыми и холодными температурами. Они часто содержат смесь теплых и холодных полутонов. Вот несколько примеров:
Бирюзовый | Фиолетовый | Шартрез |
Барвинок | Пурпурный | Янтарь |
Терракота | Бирюзовый | Вермиллион |
Бежевый | Лиловый | Охра |
Эти цвета могут менять оттенок с теплого на холодный в зависимости от освещения, соседних оттенков, насыщенности и других факторов. Часто они содержат довольно равномерные смеси теплых и холодных оттенков.
Существует несколько распространенных заблуждений относительно теплых и холодных цветов, которых следует избегать:
– Только основные цвета определенно теплые/холодные. Фактически, четкие различия между теплыми и холодными цветами существуют между первичными, вторичными и некоторыми третичными цветами.
– Все светлые оттенки холодные, все темные оттенки теплые. Хотя более яркие цвета часто кажутся теплее, любой оттенок можно осветлить/затемнить, сохранив его базовую температуру.
– Теплые или холодные цвета всегда вызывают определенные эмоции/реакции. Реакция на цвет субъективна и зависит от контекста. Теплые и холодные схемы следует использовать обдуманно, но не предполагать, что они вызовут универсальные реакции.
– Цвета бывают либо теплыми, либо холодными. Большинство цветов располагаются вдоль континуума от теплого к холодному или нейтральной зоны между ними, а не имеют абсолютных обозначений.
– Контекст не влияет на цветовую температуру. Окружающие оттенки, освещение, насыщенность и т. д. могут изменить кажущуюся теплоту или холодность цвета.
Определение того, является ли цвет теплым или холодным, является важным навыком в применении теории цвета. Теплые и холодные цвета создают разные настроения в дизайне и искусстве. Знание того, как классифицировать цвета по температуре, позволяет делать осознанный, эффективный выбор цвета.
Не забывайте учитывать место цвета на цветовом круге, его полутона, сравнения с известными теплыми/холодными оттенками и ваши перцептивные реакции. Большинство цветов располагаются вдоль градиента от теплого к холодному, а не имеют абсолютных обозначений. С практикой тренировки глаз вы сможете умело использовать цветовую температуру для своих творческих нужд.